ОТКРЫТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ. Часть 2Майя. Ацтеки. Инки.
...Пробираясь между деревьями и лианами, Стефенс и Казервуд поднимаются по лестнице. С вершины пирамиды перед ними открывается ни с чем не сравнимый вид... Сквозь переплетения растений выступают руины пирамид и дворцов, одиночные каменные глыбы. Исследователей охватило такое чувство, будто они переступили границы реальной жизни.
Стефенс ошеломлен ощущением тайны. Кто построил этот город и что здесь произошло? Впоследствии он писал:
«Разрушенный город лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось путешествие и что послужило причиной его гибели».
Сквозь гущу зарослей исследователи видят какую-то каменную плиту. Когда заросли были расчищены, их взорам представилась огромных размеров стела — почти в четыре метра высотой и более метра шириной. Сверху донизу ее покрывают фигурные барельефы странного рисунка. На ее передней стороне изображен мужчина, зловещее лицо которого вызывает суеверный страх.
Стиль и характер скульптуры были необычайными и устрашающими, но мастерство и точность исполнения поразительны. Мельчайшие подробности, самые тонкие орнаменты проступали на каменной глыбе так выразительно, словно были вырезаны бритвой в каком-то податливом материале.
В последующие дни Стефенс и Казервуд исследовали ближайшие окрестности. То там, то здесь возвышался оплетенный лианами каменный идол. Каждый отличался неповторимой оригинальностью. Перед некоторыми стелами находился невысокий круглый алтарь, на котором когда-то приносили жертвы.
Алтари Копана — огромные валуны, богато украшенные резьбой
Казервуд принялся старательно срисовывать скульптуры и орнаменты, но у него ничего не получалось. Их стиль и композиция были чрезвычайно сложны. Они до такой степени отходили от художественных представлений белого человека, что художник не раз беспомощно откладывал карандаш. И все же Казервуд сделал пятьдесят рисунков, которые позднее послужили иллюстрациями к книге Стефенса.
На обратном пути путешественники находили множество развалин: пирамиды, дворцы, статуи, целые города. Сомнений не оставалось. Исследователи открыли государство какого-то могущественного народа, одаренного творческим гением. Это были совершенно новые таинственные миры, оставлявшие бездну исторических вопросов...