Цвет как фактор психической регуляции
Психология цвета


По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цвет как сред-ство психической саморегуляции (Goldstein, K., 1942; Birren, 1961; Яньшин, 1996).Согласно обзору Ф.Биррена (Birren, 1961), наиболее ранние суждения о влиянии цвета на различные системы организма и состояние человека в целом связаны с учением об ауре и возможностью контакта между аурами больного и целителя. Следуя Парацельсу, суть лечения состояла в том, что врач сосредоточивал свое внимание на представлении определенного цвета, что должно было повлиять на цвет ауры и физическое состояние пациента. В общем плане темно-синий предполагал охлаждение и успокоение, а красный и желтый - укрепляющее и возбуждающее действие. Еще категоричнее звучит утверждение цветотерапевтов Бэби-Брук и Эмбэра: "Лечение с помощью цвета, вероятно, было первым типом терапии, использованной человеком" (Babey-Brooke, Amber, 1979).Позже (в XVII-XVIII вв.) влияние цвета стало прописываться некоторыми врачами для лечения путем освещения частей тела или ран. В частности, Хесси (Hessey, 1949) говорил следующее о влиянии цветов на организм и нервную систему человека: красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя охлаждающе.Синяя сокращает артерии, вызывая повышение кровяного давления, "тонизируя кровь"; синий также анестезирует и имеет хороший эффект при заболеваниях кожи.Зеленый снижает давление и действует успокаивающе и гипнотически на нервную систему. Его хорошо применять в случаях нервного возбуждения.Оранжевый может рассматриваться как стимулирующий и несколько поднимающий кровяное давление. Желтый является психическим стимулятором.Пурпурный цвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий эффект синего (Birren, 1961).Ф.Биррен приводит результаты экспериментов по воздействию цветов видимого спектра на растения и животных (К.Menju, M.Natume, S.Mizutani; F.Ellinger). Наилучший эффект на рост растений оказывает красно-оранжевая часть спектра. Красный также ускоряет рост слепых утят, усиливает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление кроликов (Birren, 1961). Эти эффекты наблюдались вне зависимости от того, облучалось ли все тело или только определенные его части. Синий оказывал противоположный эффект.Р.Юиг (Юиг, 1996) приводит результаты иссле-дований проф. Бенуа, которому удалось вызывать половое возбуждение и реакцию воспроизведения у уток путем воздействия красным освещением вне зависимости от сезона спаривания даже в случае удаления у подопытных птиц глазного яблока и облучения красным цветом зрительного нерва.Имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность кожи, и об ускоренном заживлении ран под действием красного (Birren, 1961). Отчет об исследовании Вартмана свидетельствует о влиянии синего цвета на понижение биллирубина в крови (Wurtman, 1975). С. Мак Дональд (Mc Donald, 1982) опубликовала отчет, согласно которому облучение синим цветом заметно снижало боль в пораженных артритом суставах. По ее мнению, анальгезия при облучении возрастает с увеличением частоты излучения.Следовательно, цвет способен воздействовать на нас по-мимо оптической системы. Фере (Fere) экспериментально установил, что в наибольшей степени усиливает мускульное напряжение красный, а за ним по убывающей идут оранжевый, желтый, зеленый и синий, который почти не влияет на напряжение (Birren, 1961). В исследованиях Дж.Столпер был выявлен физиологический коррелят характерного для синего цвета эффекта "удаления", движения "от наблюдателя". Он состоит в нарушении аккомодации под влиянием синего и красного цвета. Красный увеличивает, а синий уменьшает ее (Stolper, 1979).По Метцгеру (Metzger, 1928), если красное и зеленое освещение уравнять по яркости, то можно наблюдать противоположное действие этих цве-тов. Этот эффект воздействия цвета на тонкие аспекты поведения, ставший классическим после повторных экспериментов К.Гольдштейна (Goldstein, 1942), состоял в том, что в красном освещении вытянутые вперед руки испытуемых несколько раздвигались в стороны, а при зеленом, наоборот, сводились друг к другу. Красный также затруднял удержание равновесия, а синий и зеленый улучшали. К. Гольдштейн приводит также результаты наблюдений, свидетельствующие о том, что красный и синий (зеленый) противоположно влияют на оценку отрезков времени, размеров и тяжести предметов. Под влиянием красного временные промежутки кажутся длиннее, так же как и предметы кажутся длиннее, больше и тяжелее.По мнению же К. Гольдштейна, в данном случае удалось наблюдать "физические проявления внутреннего переживания" Таким образом, ему одному из первых удалось сформулировать положение о том, что эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. Это мнение позднее было поддержано Норманом и Скоттом: "Аффект вряд ли может быть изолирован от целостного поведения человеческого организма, так что сейчас кажется более приемлемым относить влияние цвета, если таковое существует, к целостному паттерну реакций" (Norman, Scott, 1952, с. 213).И.Иттен приводит данные о различии в субъективной оценке температуры окружающей среды на 5 -7о по шкале Фаренгейта в комнатах, окрашенных в сине-зеленый по сравнению с красно-желтым. В последнем случае люди в меньшей степени ощущали снижение температуры (Itten, 1970). О различном влиянии среды, окрашенной теплой розово-фиолетовой и холодной синей краской, свидетельствуют данные Хамида и Ньюпорта (Hamid, New-port, 1975). В их экспериментах измерялись различия в моторной активности и настроении 6 дошкольников, которые в течение недели находились в этих различных цветовых условиях, а также в помещении, окрашенном в серый цвет (контрольный замер). Физическая сила замерялась эргонометром, а настроение - экспертной оценкой рисунков. В условиях "теплой" окраски помещения дети проявляли большую силу и более положительное настроение, чем в "холодной". Контрольные замеры дали промежуточные результаты.Многие физиологические реакции организма на цвет протекают неосознанно. Зададимся вопросом: насколько адекватно эти реакции осознаются человеком? О возбуждающем влиянии красного по сравнению с синим и белым на психофизиологические показатели, знаменующие эмоциональные изменения, сообщает Р. Джерард. В его экспериментах 20 взрослых мужчин в течение 10 минут каждый подвергались освещению этими цветами одинаковой яркости. "Автономная нервная система и кора" были значительно менее возбуждены во время синего, нежели красного и белого освещения.Синий также вызывал субъективное ощущение расслабления, меньше тревоги и враждебности, в противоположность красному (Gerard, 1958). В экспериментах Джекобса и Суесса (Jacobs, Suess, 1975) 13 мужчин и 27 женщин подвергались воздействию красным, желтым, зеленым и синим цветом, проецируемым на экран в светоизолированной комнате. После пятиминутной экспозиции, по истечении промежутка в 5 минут, им предлагалось заполнить 20 пунктов опросника тревожности Спилбергера-Горшуча-Люшене. Результаты свидетельствовали о том, что уровень тревожности после экспозиции желтого и красного значимо превышал таковой же при экспозиции зеленого и синего. Авторы считают, что это исследование в целом подтвердило как сам факт различного воздействия цвета на уровень тревоги и связанного с ней возбуждения.Характер физиологического воздействия совпадает с "семантическими атрибутами" красного и синего, где им приписывается возбуждающее и успокаивающее воздействие, и согласно данным субъективного шкалирования (Lewinski, 1938; Adams, Osgood, 1973; Weller, Livingston, 1988; Измайлов, Волков, 1983).Яньшин В.
Похожие статьи: