Тайна мгновенияПрактическая психология
Время является нашим привычным домом. Мы рождены во времени, живем во времени и исчезаем во времени. На протяжении жизни мы по-разному сталкиваемся со временем. Есть хорошие и плохие времена. Иногда нам не хватает времени и мы стремимся закончить что-либо к назначенному сроку - успеть на поезд, подать заявку или завершить проект. В другом случае нам хотелось бы заняться чем-то более существенным, чем просто убивать свое время. Время находится с нами на протяжении всей жизни.
Время, обладая многосторонним влянием и силой, производит и разрушает деятельность человека. В общих чертах, жизнь сосредоточена во времени.
Как в случае с различными видами деятельности, время играет жизненно важную роль и в духовной жизни. Если человек пытается начать духовную жизнь, для этого должно наступить определенное время. Если время не пришло, никакие советы или попытки вести более высокую жизнь не помогут. Рамакришна обычно приводил пример высиживания яйца:
"Вы видите, пока цыпленок внутри яйца не разовьется, мать не разбивает скорлупу. Скорлупа разбивается с полнотой времени. Необходимо практиковать духовную дисциплину. Нет сомнений, что гуру делает все возможное для своего ученика. Однако в конце он делает так, чтобы ученик немного потрудился самостоятельно. Если человек рубит большое дерево, он прорубается через ствол. Когда он на мгновение отходит в сторону, дерево с треском падает".
Разбитие скорлупы указывает на правильное состояние, когда цыпленок должен появиться из своей защитной среды. Пока правильное время не пришло, скорлупу нельзя трогать, иначе последствия могут быть губительными.
Есть одна увлекательная история, иллюстрирующая важность скорлупы. Однажды маленький мальчик читал книжку у окна. Неожиданно он заметил гусеницу, которая пыталась выбраться из своего кокона. Бабочка боролась, проталкивалась и предпринимала всевозможные попытки появиться на свет. Видя это, сердце мальчика смягчилось. Он наклонился, взял борющуюся бабочку в свои руки и осторожно вытащил ее из кокона. Но, увы, в противоположность его ожиданиям, бабочка не смогла летать. Она была слишко слабой. Она взмахивала своими крыльями, но не могла подняться. Он ждал, но бабочка так и не взлетела.
Со стороны за происходящим наблюдал дядя мальчика. Он подошел поближе и, обратившись к мальчику, сказал: "Посмотри, ты помог бабочке появиться на свет раньше положенного времени. Этим ты практически убил ее. Таков план природы: бабочка должна бороться за свое появление на свет. Через борьбу, движение вперед и назад, ее крылья развиваются и обретают необходимую для полета силу. Эта бабочка не сможет летать".
План природы
План природы для человеческой жизни практически аналогичен. Мы не можем избежать борьбы и жизненных проблем по одной простой причине - они способствуют нашему росту. Свамиджи (Свами Вивекананда - А.Б.) говорил:
"Добро и зло обладают равной долей в формировании характера. В определенных случаях страдание является более хорошим учителем, чем счастье. Если изучить историю великих людей, которых создал этот мир, я осмелюсь сказать, что в большинстве случаев будет обнаружено, что страдание научило их большему, чем счастье, бедность научила их большему, чем богатство, удары, которые обнаружили их внутренний огонь - большему, чем похвала".
Все переживания жизни - успех и неудача, похвала и критика, тяготы и поддержка - являются лишь событиями, которые подготавливают волшебный момент, когда человек выходит более сильным и чистым, преодолевает человеческие ограничения и открывает свою божественную природу. В этом состоит тайна мгновения. Она является тайной, потому что время ее появления неизвестно. Его невозможно включить в график, хотя, имея в виду совершаемые попытки, можно предсказать его наступление. Человек продолжает совершать свои духовные практики с верой и энтузиазмом. Однако он не может определить время, когда можно будет пережить окончательный результат. В одном из своих стихотворений великий святой северной Индии Кабир пишет:
"О ум! Все происходит в должное время с помощью терпения. Садовник поливает свой сад сотнями ведер воды, но деревья принесут плоды только когда наступит сезон".
Тем временем мы должны продолжать поливать растения. Это требует взращивание терпения. Мы не должны пребывать в бездействии по имя терпения, так как терпение не означает недостаток действий. Это деятельность с упорством и стойкостью, не падая духом.
Время является таинственным фактором, который оказывает влияние на каждого человека. Тот, чье время пришло, не может ничего поделать. Тот, чье время еще не наступило - никто не сможет ему помочь, кроме, возможно, его самого.
Под тайной мгновения подразумевается, что человек не знает, когда наступит правильный момент. Вы должны быть готовы, всегда готовы. Если вы не готовы сегодня, значит, вы никогда не будете готовы в будущем. Вы должны пожелать испытать боль и радость терпеливого ожидания. Терпение означает доступность. Человек должен быть доступным для мгновения.
Английский поэт Джон Мильтон пишет об этом так:
God doth not need Either man's work or his own gifts. Who best Bear his mild yoke, they serve him best. His state is kingly: thousands at his bidding speed, And post o'er land and ocean without rest; They also serve who only stand and wait. В самом деле, служение означает не только выражение желания служить, но и доступность служения. Другими словами, вы должны быть готовы, терпеливо ожидая правильного момента.
Подумайте о скульптуре. Когда скульптор задумывает определенный образ в камне, каким бы даром воображения он не обладал, он не в состоянии создать его своими мыслями. Конечно, он открывает нечто, чего другие люди не могут увидеть в камне. Люди могут видеть обычный камень, но скульптор будет видеть улыбающееся лицо Вишну или сострадательный взгляд Божественной Матери. Задумав образ в камне, он берет свои инструменты, молоток и резцы, и начинает небольшими ударами день за днем высекать, удаляя ненужные части, Вишну или Божественную Мать. Когда его резец направлен в определенную точку и он мягко или сильно бьет по нему молотком, он знает, что пустился в длинный путь. Он не может с уверенностью сказать, когда его путешествие закончится. Или подумайте о человеке, который играет на ситаре. Он трогает струны, пытается произвести правильный звук и взять правильный аккорд. Он терпеливо и сосредоточенно практикует на протяжении многих дней. Даже игрок в крикет, если он хочет усовершенствовать свою игру, должен терпеливо тренироваться. Мгновение может неожиданно наступить в любой момент времени.
Последствия быстротечного образа жизни
Мы живем в эру, в которой терпение не взращивается. Наш век - Век Мгновения. Мы привыкли к мгновенной передачи информации, быстрой пище, мгновенным посланиям, скорой медицине - этот список можно продолжить. Мы привыкли к этому настолько, что если кто-нибудь говорит нам о терпении, мы немедленно называем его "устарелым", таким, кто не идет в ногу со временем. Наука и технологии творят чудеса в повседневной жизни. Однако ничто не проходит бесследно, за все надо платить свою цену. Ценой мгновенного образа мышления является потеря терпения.
Эту потерю терпения можно увидеть в растущей урбанистической культуре. Посмотрите на беспокойных водителей такси, пытающихся обогнать даже в самых узких местах. Подумайте о нетерпеливых людях, нажимающих на гудок, когда загорается зеленый свет светофора. Либо о людях, которые хотят есть все что пожелают и желающих быстро похудеть. Повсюду все большее число людей ищут кратчайшие пути и легкие методы.
В современном быстротечном стиле жизни многие люди недооценивают необходимость культивирования терпения, особенно те из них, кто начал духовную жизнь. Они хотят применить к духовной жизни те же самые правила из своего высокоскоростного образа жизни. Они хотят немедленных и быстрых результатов. Они убеждают, что если в духовности содержится хоть какая-то истина, тогда должен быть результат. Они одновременно правы и неправы. Они правы в том, что желают получить результат, потому что доказательство пудинга состоит в его поедании. В чем польза от разговоров о более высокой жизни, если нет результатов? Но они также неправы в том, что ожидают получить немедленный результат. Подобно тому, как нельзя ожидать, что ребенок станет взрослым за одну ночь, нельзя форсировать немедленный результат.
Где же выход из сложившейся ситуации? Терпеливо продолжать свою борьбу, не теряя надежды. Божественная мать Сарада Деви сказала:
"Необходимо отводить фиксированное время для духовных практик. Потому что нельзя сказать, когда наступит благоприятный момент. Он приходит неожиданно. Никто не может получить намек заблаговременно".
Благоприятный момент означает такой момент, когда человек открывает свою внутреннюю божественную сердцевину или определенную подсказку. Никто не в состоянии спланировать ее приход.
Здесь уместно вспомнить историю Шабари, упоминаемую в Рамаяне. Шабари была женщиной-аскетом и жила в ашраме неподалеку от горы в южной Индии. Она вела преданную и чистую жизнь и была ученицей риши Матанга. Гуру благословил ее, что она в своей жизни встретит Раму, свой избранный идеал. После ухода ее гуру она продолжала жить в этом ашраме, терпеливо ожидая, когда придет Рама. Ее повседневный распорядок состоял в следующем: она вставала ранним утром, совершала омовение, медитацию и молитвы, чистила дорогу к ашраму и украшала ее цветами. Она делала это каждый день в ожидании, что Рама, ее возлюбленный бог, может прийти в любой день. Ожидание прихода Бога было ее основной формой тапаса на протяжение многих лет.
К тому времени, когда Рама во время своих поисков Ситы, которая была похищена царем демонов Раваной, достиг ее ашрама, Шабари была уже старой женщиной. Несмотря на свой преклонный возраст, она оставалась молода душой и с энтузиазмом и искренностью продолжала совершать свою повседневную деятельность. Когда Рама наконец-то прибыл в ашрам и благословил ее своим присутствием, она была охвачена радостью и преданностью. Рама спросил ее, есть ли результат ее семилетнего тапаса? Она ответила с удовлетворением и радостью: "Моя жизнь теперь благословенна, потому что я увидела тебя".
В мемуарах Свами Брахмананды, видного ученика Рамакришны, есть один интересный инцидент.
Однажды утром Свами Гнянешварананда поторопился выйти из своей комнаты, оставив позади неубранную постель и беспорядок. Он встретился с Махараджем (Свами Брахманандой) на майдане, большом открытом поле неподалеку от его комнаты. После засвидетельствования своего почтения, он с удивлением услышал, как Махарадж произнес: "Покажи мне свою комнату, я хочу видеть место, где ты спишь".
Свами Гнянешварананда с чувством стыда ответил: "Махарадж, ты не можешь прийти немного попозже? Я не ждал твоего прихода и моя комната не готова к нему".
Махарадж сказал: " Мой мальчик, ты всегда должен ждать меня".
Свами Гнянешварананда понял глубокое значение происходящего и слова Махараджа: вы всегда должны быть готовыми, чтобы принять Бога как самого почетного гостя.
Патанджали, великий учитель йоги, говорит, что человек достигает твердости в своих усилиях и устойчивого состояния ума, когда он следует пути йоги "длительное время, непрерывно, без приостановки практики, с преданностью и уважением".
Рамакришна также говорил еще об одном измерении тайны мгновения следующим образом:
"Предположим, что вы осветите комнату, которая была погружена в темноту на протяжении тысячи лет. Разве темнота уйдет постепенно? Комната будет мгновенно освещена".
Это магическое мгновение освещения может прийти в любой момент времени. Сколько времени потребуется, чтобы осветить комнату? Существует поверье, что устрица начинает создавать жемчужину, только когда одна капля чистой дождевой воды попадет в нее, именно когда звезда свати будет восходить над горизонтом и никак более. Важен момент времени.
Заключение
Резюмируем: мы должны быть терпеливыми и всегда готовыми. В начале духовного путешествия это играет важную роль. Размышляя над подобным отношением ума, Жозефина Маклеод, американская ученица Свамиджи, сказала: "В одно мгновение встреча со Свамиджи изменила мою жизнь! Но я была к этому готова, готовность - это все".