О разуме, сознании и вере
Гипноз


а) Внесознательная часть разума.До сих пор мы показали читателю лишь типичные случаи выполнения гипнотических опытов. После этой предварительной подготовки мы покажем, какую роль играет внесознательная область разума при этих явле- ниях. Это очень просто и подтвердит верность того положения, что человек никоим образом не есть творение, одаренное лишь одним известным сознанием, но в нем еще господствует второе сознание, которое мы назовем "внесознательной областью".

б) Очевидность двойного сознания.Всякому известен тот факт, что ночью, во время сна, проявляется совершенно иное сознание, чем в состоянии бодрствования - сознание, которое в своих главных чертах очень отличается от последнего. Самое важное различие здесь заключается в том, что в сновидениях, вообще, очень мало разумного. Отсутствие всякого разумного образа мыслей - вот что главным образом составляет различие между действительным сознанием и внесознанием. В другом же отношении оба совершенно сходны друг с другом, а именно, представляющаяся в сновидениях жизнь является почти полным подражанием жизненных явлений, совер-шающихся наяву. Все сновидения дают точные картины переживаемых нами в действительности фактов. Люди, которых, как нам кажется, мы видим во сне, бывают почти всегда лишь теми лицами, которых мы знаем в жизни или же знали раньше. Таким образом, мы можем с полным правом утверждать, что действительное сознание и сознание во время сна обозначают собою два различных состояния рассудка: состояние бодрствования и состояние сна, но что они, однако, будучи сами по себе различны, всеже внутренне связаны1 между собою, потому что между ними много общих признаков.

в) Общие свойства.Одно из этих свойств заключается в памяти. В то время, как наша память в состоянии бодрствования часто покидает нас и по временам плохо действует, во вне-сознательной жизни она показывает удивительную точность. При внесознательном состоянии, так сказать, ведется точная приходно-расходная книга обо всех жизненных явлениях. Ее можно кратко назвать дневником души, и кажется, что при этом поднимается завеса бодрствующего сознания с его забегами и опасениями, и внесознательная память дает доказательства изумительной твердости и силы. Таким образом у людей внезапно, перед глазами смерти, начинает говорить совесть, и перед их внутренним существом проходят, как в панораме, длинной вереницей все происходившие с ними события. Покров, до сих пор покрывавший действительное сознание, поднимается. Иногда этот покров бывает приготовлен из очень тонкой материи, так что по временам люди даже в состоянии бодрствования чувствуют себя оторванными от действительной жизни и предаются фантастическим сновидениям. Таким людям внесознательное состояние дает в общем больше действительности, чем сознательное. При применении гипнотизма мы можем совершенно устранить это покрывало и доставить данному лицу возможность воспользоваться вполне своими свойствами, проявляющимися во внесознательном состоянии.

г) Доверчивость и легковерие внесознательного состояния.Внесознательный рассудок не только в достаточной степени доверчив, но охотно и легко верит всему, что говорят. Он не догадывается спросить, или оказать сопротивление проявляемым на нем внушением - точно также как и вы сами не можете противостоять своим сновидениям, когда видите их ночью.

д) Где находится сила.Поэтому мы может охарактеризовать гипнотизм, как состояние сознательного покоя при внесознательной деятельности. Причину того, что гипнотизм является полезным для лечебных целей, мы видим в индивидуальной силе, заключающейся во внесознательном состоянии. Здесь находится движущая сила. Бодрствующий рассудок приказывает и отпечатывает в то время, как отдает свои приказания внесознательному рассудку, последний охотно их воспринимает, верит в данное ему внушение и пунктуально выполняет отданные ему приказания. Это также подтверждается вообще в жизни, как и во время гипноза на людях, над которыми производят опыты. Целебная сила гипнотизма поэтому, главным образом, оказывается действительной во время внесознательного состояния.

е) Vis medicatrix naturae. (Целебная сила природы). Божественный закон природы и его сила состоит в том, что она все более и более стремится исцелять от болезней и исправлять ненормальности без помощи и без сознательного воздействия. Но часто может быть, что неправильные мысли, возникающие в бодрствующем человеке, наполняют внесознательную область такими убеждениями и пороками, что она бессильна в борьбе с этим злом и должна прибегать к внешней помощи. Такой внешней помощью и является гипнотизм, т. е. принесение извне возбуждения полусознанию. Внушения экспериментатора проявляются в виде помощи, с целью снова восстановить в своих правах упомянутый священный закон вечного целебного побуждения, и это побуждение, так сказать, является благом для полусознания. Это в высшей степени разумный и благодетельный закон.

ж) Сила веры.Строго говоря, можно было бы назвать целебную силу гипнотизма силой пациента, в которой проявляется его восприимчивость и которая побуждает его верить в целебные для него внушения, раз только таковые были переданы внесознательной области его ума. Помните, что целебная сила незаметна в бодрствующем состоянии. Она собственно относится к числу сбережений внесознательного рассудка и может быть развита самим человеком для собственной пользы, путем самовнушения или при помощи гипнотизма, как это было указано выше. В обоих случаях, стремится ли данная личность сама себя лечить, или быть излеченной другим лицом, дело идет об одном и том же средстве, о сознательном, или бодрствующем рассудке, который производит впечатление на внесознательный рассудок и который способен исцелять. Итак, это средство в первом случае мы называем "самовнушением", а во втором "гипнотизмом".