Эстетическое воспитание в вузеПсихология развития
Современные высшие учебные заведения, являясь неотъемлемым институтом общества, ориентированны на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности.
Выходя на принципиально новые позиции, высшая школа по-иному обязана трактовать и воспитательный процесс.Воспитание, о котором писал Аристотель еще в IV в. до нашей эры: "Самое важное из всех способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают, — это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя", остается одним из важных, а ныне даже и спорных педагогических понятий [2].Психологический словарь указывает: "Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие па сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентации". Социолог А.Г.Харчев отмечал: "В педагогической литературе воспитание обычно трактуется как сознательное... социальное воздействие на индивида с целью подготовки его к выполнению той или иной общественной роли, выработки у него необходимых для этого качеств".В настоящее время в понимании воспитания как основной педагогической категории существует некая неопределенность и сумбурность. Истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д.Ушинский: "Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически..." [27]. Процессы обучения и воспитания в вузе неразделимы. Придать им необходимую эффективность можно лишь действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни. В энциклопедии "воспитание" трактуется как целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.н. И далее, воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются главным образом в процессе обучения. Как видно из определения, воспитание связано, но не сводимо к обучению. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Платон писал: "...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание" [23]. Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Эти два процесса имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и об их взаимопроникновении друг в друга. Воспитание включает в себя элементы обучения. Другая сторона единстваобучения и воспитания состоит в том, что стили общения и методы организа ции обучения, заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обуче. нис представляет: собой важную форму организации совместной деятельности обучающихся и их общения с педагогами и друг с другом. Око помогает рас-крывать нормы и правила наиболее продуктивного и нравственного поведения. Ведущие ученые в области современной педагогики и психологии образования и воспитания утверждают, что основным приоритетом в вузе должна быть именно воспитательная деятельность (воспитатель не: воспитывает - у него воспитываются), а также - чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность, эффективности воспитания. Решение данной вопроса, как утверждает в своей статье "Общая стратегия; воспитания в российской системе XXI века: Возможность и реальность" НА. Зимняя, основывается на опыте учебно-воспитательной работы целого ряда образовательных учреждений России (школа В.А. Караковского, Центр образования Е.А. Ямбурга, земская гимназия Г.В. Кравченко и др.), а также многообразии современ-ных концепций воспитания (И.И. Бабочкин, Е.В. Бондаревская, В.М. Коротав, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, М.И. Рожкову И.М. Селиванова, ИМ. Таланчук, Т.А Флоренская и многие другие), свидетельствующих о непрекращающихся исследованиях в современных условиях страны. В настоящее время формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно-деятельностная направленность образования, культивирование ответственности органов образования., организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации. Основной тенденцией, определяющей стратегию воспитания нового жизнеспособного поколения, является гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования. Итак, воспитание на сегодняшний день рассматриваете» как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации, раскрывающей сущностные силы человека. Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное куль-туроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Для современного образования процесс гуманитаризации может быть понят и очень широко - как стратегическая программа всей образовательной политики, и более конкретно - как особая педагогическая "тактика", обладающая своей спецификой в зависимости от профессиональной специализации учебного заведения. Нами же под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Доминантой гуманитаризации образования определено воспитание, ставшим приоритетным направлением государственной политики. Необходимость воспитания личности студента в образовательном процесс вуза подтверждена государственными правовыми актами. Закон РФ "Об образовании" подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2).В Законе РФ "О высшем и послевузовском образовании" определены основные задачи вуза в воспитательном процессе:удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурноми нравственном развитии посредством получения высшего образования; формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду ижизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей (ст. 8).В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей (п.ЗЗ) [9].Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модерниза-ционных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить о еще одной замечательной российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов - гордость России. Понятие "воспитание" многоплановое - в социальном, широком смысле -функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; в более узком, педагогическом смысле - специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемой педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленных на развитие личности; передача общественного исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду. Именно в аудиториях студенты должны получать опыт организации воспитательной работы. Она предполагает не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, но и общей атмосферы, способствующей развитию умений, навыков, талантов молодежи. Особо важную роль в этом процессе играет общение студентов с преподавателями факультета. Совместная деятельность способствует участникам делать что-то важное для каждого из них. В многовековой практике педагогической деятельности (К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, Н.Е.Румянцев, В.А.Сухомлинский Л.Н.Толстой) выкристаллизовались относительно самостоятельные ее формы, имеющие специфические Цели и средства:образование как способ передачи знаний; воспитание как способ передачи ценностей; обучение как специфический способ передачи обретенныхлюдьми умений; формирование потребности и способности общения с други ми людьми, с природой, с художественными образами.Важнейшей стороной педагогической деятельности является эстетическое воспитание как целенаправленное формирование установки на определенный, собственно человеческий уровень практической деятельности Итоговой целью эстетического воспитания выступает становление эстетической культуры личности. Педагогическая логика формирования эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искусстве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания. Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения студенческой молодежи с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание. Значимая роль в формировании художественно-эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг. эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья. В различных образовательных структурах и педагогических подходах имеет место представление о гуманитарных дисциплинах как: исключительно "предметах эстетического цикла", из чего следует, к сожалению, что другие предметы не имеют какого-либо значимого эстетического потенциала. Обучение будущих специалистов в Вузе должно быть направлено на выявление специфического эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения дисциплин. В такой образовательной модели формирование эсте-тической культуры личности осуществляется более широко и целостно - в единстве целостного образовательного процесса, а именно воспитании и обучении. Формирование эстетической культуры студентов через предметы осуществляется системно и методично. Почти в каждой теме любого учебного предмета преподаватель должен найти нишу, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области музыки, живописи, литературы. Например, в математике есть тема "Симметрия". Данное занятие начинается с утверждения практической значимости изучаемого материала, демонстрации изображения различных орнаментов, ваз, балясин балконных решеток, фасадов зданий. Секрет красоты этих предметов и сооружений -- в скрытой геометри форм, ее строгости и точности. Говоря языком эстетики, они выполнены с уч том математического закона красоты - закона осевой симметрии.
Изящество математической формулы или научной теории, грациозный бег спортсмена, гармония металла и конструкция самолета, изящное решение задачи - своеобразная красота, которую очень трудно определить и выразить. В таблице "Актуализация эстетического потенциала учебных дисциплин" выборочно приведены некоторые, изучаемые в вузе.Широкие возможности открываются также и в случае дополнения учебного процесса эстетическим самовоспитанием, самообразованием и самообучением, интенсифицируемые сферой дополнительного образования. Итак, воспитательная работа, с одной стороны является динамичным, постоянно развивающимся и совершенствующимся процессом, а с другой - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Мы прекрасно понимаем, что важнейшей задачей является оценка эффективности воспитательной работы. Здесь невозможно выбрать абсолютные критерии. К тому же, результаты воспитательной работы, как правило, проявляются через годы. Вуз расширяет практическую деятельность по организации воспитательной работы, конечной целью которой является конкурентоспособная личность студента. Особая роль в эстетическом воспитании студентов отводится условиям, « которых непосредственно осуществляется учебно-трудовая деятельность. Надо стремились к тому, чтобы среда, начиная от интерьера помещении, мебели, одежды, инструментов и т.п., была бы максимально удобной, и соответствовала эстетическим требованиям.Рассматривая воспитание как процесс управления развития личности, мы утверждаем, что только через создание благоприятной воспитательной среды, наполнение разнообразными формами и методами, предоставляется такая возможность каждому студенту реализовать свои способности и дарования. Эффективность воспитательной работы в структуре образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности обеспечивает реализацию и интеграцию личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, аксиологического, мировоззренческого системного подходов и позволяет создать единое воспитательное пространство, которое в свою очередь, обеспечивает гармонизацию процессов нравственного, эстетического, формирование конкурентоспособной личности студента, интеллектуального, креативного и Других видов воспитания.Общечеловеческие нормы человеческой морали, культивирование нравственности и интеллигентности как меры воспитания должны стать приоритетами в формировании и развитии такой личности. Ибо сегодня, по утверждению академика Д. С. Лихачёва, социальный долг человека - быть интеллигентным, а это Предполагает бескорыстное служение своему народу, абсолютный приоритет Истины, уважение к мнению оппонентов, непримиримость к социальной несправедливости и другие нравственные ценности. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная Передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и неучебной деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на сту денческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмо сфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудниковПуть к Прекрасному пролегает через очищение, окружающей жизни сердец лодежи от всего негативного, мелкого, недостойного их самих. Он пролегает через упорную и самоотверженную борьбу против всех тех косных сил, которые хотят отнять у общества, у всего человечества перспективу луч шего будущего. Приобщение студенческой молодежи к ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры. Уровень эстетической культуры меняется в зависимости от индивидуального развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи. Формирование эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира, т.е. является средством всестороннего развития личности. Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях молодежи общая и эстетическая культура не всегда соответствует и совпадает с поступками и делами. Л.А.Волович утверждал, что в случае успешного приобщения будуш,их специалистов к эстетическим ценностям речь может идти о раскрытии мощных личностных ресурсов производителей материальных ценностей. Действенным средством приобщения к прекрасному, писал В.С.Библер, является связь человека с природой, любование, понимание и сохранение ее природной красоты [5,с.89]. Уже в I тыс. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений дейтвительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношениек ним. Оно выражается в определенных переживаниях (восхищении, отвращении, сочувствии, сострадании, гневе, юморе и т.д.) и существенно отличается от научного познания, которое предполагает теоретическое осмысление жизни.восторгаясь, например, переливами красок на небосклоне и минуты северного сияния или заката солнца, мы не размышляем о том, почему именно такова окраска неба, от чего она зависит, а ученого интересуют именно причины возникновении того или иного явления. Заметили древние мыслители и то, что эстетические переживания очень тличаются от переживаний, вызванных повседневными житейскими забо-тами. Они несут в себе иное, более светлое настроение, как бы "очищенное" от этих забот. Самые сильные эмоциональные переживания вызывают у чело-века произведения искусства. В то же время, естественно, с особой заинтересованностью воспринимают нынешние юноши и девушки те произведения, в которых их сверстники пока-заны, что называется, крупным планом; которые в полный голос говорят о са мых острых проблемах молодежи, "болезнях" ее духовного роста, которые, хотяи посвящены непосредственно лишь ограниченному кругу "неблагополучных" молодых людей, по сути, обращены к самосознанию всего подрастающего поколения, общества в целом. Ибо "чужого горя не бывает", "они" и "мы" - две стороны медали [14,с.146]. Если же пойти другим путем и только избранным присваивать почетноеличности, то вопрос "что есть личность" теряет свой смысл. Он подме- няется другим вопросом - вопросом "кто есть личность", ответ на который все-гда зависит от того, кому мы его задаем: у каждого времени и у каждой даже не раны, а компании - свой "герой" [17,с.101]. Искусство дает свои ответы на запросы времени, но ответам этим спо-собна внять и использовать их в своей жизни и деятельности лишь духовная, творческая личность. Идеалы люди не только формируют в своем сознании, не только избирают. Они претворяют их в жизнь своим трудом, поведением, всем своим быти-ем. За них борются, сколько достанет сил. Это обстоятельство решающее. Искусство, литература не ограничиваются изображением носителей пере-дового эстетического идеала. Они раскрывают сложность достижения челове-ком степени эстетического совершенства. Ведь на пути к идеалу человеку нуж-но преодолеть и внешние препятствия, и во многом себя самого, свои собствен-ные слабости, недостатки. Красота воспринимается молодежью эмоционально, а не логически. Она шряет свой идеал, прежде всего чувством; последнее должно быть умным, проницательным. Если указанное условие не обеспечено, то такое чувство может сыграть с человеком злую шутку. Ложный эстетический идеал моет дегуманизировать весь внутренний мир человека, увести его с правильного жизненного пути. Речь идет о борьбе за умы и сердца людей, в которой участвуют лите-ратура, искусство, культура в целом. Путь к Прекрасному пролегает через очищение окружающей жизни от всего негативного, мелкого, недостойного самого человека. Он пролегает че-рез упорную и самоотверженную борьбу против всех тех косных сил, которые тяг отнять у общества, у всего человечества перспективу лучшего будущего. ’ Искусство не существует вне культуры, это мастерская и самопозна-ние ее. Доминантное положение искусства в ряду "предметов", способных ак-тивно формировать целостную, грамотную, эстетически развитую личность, Меняется еще и тем, что в общении с произведениями художественного творчества человек приобщается к миру гениального художника, идентифици-рует себя с ним, "проживает" вместе с автором его интеллектуальную и эмо-циональную жизнь. В связи с этим важно выбрать преимущественно то искусство, которое наиболее "массово" действует на молодежь, наиболее ей доступно и легко усваивается. Таким искусством нам представляется искусство музыкальное. В ряду искусств музыка обладает особо высоким "педагогическим" по:ген циалом. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились - живи тельное искусство музыки стоит на первом месте или в ряду самых доро гих человеку искусств [29,с.5]. Среди характеристик музыки необходимо особо выделить коммуникативную функцию. Особенность музыкального общения состоит в единении людей Это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. Формирование людской общности в музыке (так же как и во всяком другом виде искус-ства) не устраняет личности, не растворяет индивидуальность в социуме, воздействие искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Музыка есть язык, но особый, не понятийный. Этому языку нужно учиться. Долгое время было принято называть музыку "языком чувств". Все научные книги по музыке были заполнены описаниями музыкальных эмоций, их тончайших оттенков, эмоциональных переживаний людей под влиянием музыки, особых состояний, в которые погружаются люди, общаясь с музыкой и т.д. Одна из первых попыток описать все основные ступени в иерархии эмоциональных состояний, "аффектов", которые передает музыка, была сделана М.А.Смирновым [25]. Возможности музыкального искусства объясняются его звуковой природой. В своей чувственной первооснове музыка — искусство звуков, она воспринимается исключительно слухом. Восприятие музыкального ритма, динамики возможно и при посредстве вибрационного чувства - через все тело человека (особенно сильна роль вибрационного чувства при восприятии звуков органа). Звуки в известной мере могут восприниматься и осязанием. В частности, рукой, наложенной на горло поющего человека, можно различать высокие и низкие звуки и характер голоса [6]. Познавательное значение музыки определяется тем, что она помогает лучше слышать жизнь, ее звуковые проявления. Однако через слух, посредством ассоциаций, человеческое сознание познает и незвуковые, неслуховые стороны жизни, что расширяет возможности музыки. Таким образом, музыка обладает целым рядом незаменимых качеств, которые обеспечивают ей одно из самых мощных эстетических воздействий. Музыка развивает сферу чувств, способствуя самопознанию. Гармони-ческое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Но она может оказаться и враждебной, забирая неокрепшее сознание и вкусы молодого поколения в плен псевдомузыки "массовой культуры". Музыка может оказаться действенным средством воспитательного воздействия даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Ни одна другая сфера творческой деятельности не занимает в социальной человека такого значительного места, как музыка. Именно высочайшая обобщенности художественного смысла в сочетании с условной общепонятн стью ее языка способствуют тому, что музыкальное высказывание и продуци-руемые с его помощью образы, идеалы и художественные коллизии проникают в глубины сознания каждого человека, умеющего ее слышать [1]. Трудно назвать такую область человеческого мироощущения, на которую не откликнулась бы музыка. Чутко резонируя на человека, всегда стремясь быть "как человек", музыка стала глубочайшим "человековедом" или, подобно литературе, - "человековедением" [29,с.316]. Воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь между музыкальном искусством как продуктом общественного сознания и человеком - субъектом духовного «потребления», который воспринимает, оценивает, присваивает или отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретным объективно-историческими и субъективно-личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутрен-нему преображению по канонам истины, добра и красоты. Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня [5,с.6]. Необходимо бросить взгляд на музыкальную культуру как на нечто целостное, как на единую систему очень высокого уровня, как на равную среди других дисциплин. "Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке", - писал Конфуций. С.М.Каргапольцев утверждает, что воспитание средствами музыки невозможно без творческого процесса, без развития творческих наклонностей обучаемого. По его мнению, музыкальное воспитание играет положительную роль в преподавании других предметов, делая их привлекательными, создавая благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и особенностей индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности [13].В любой сфере деятельности люди стремятся к улучшению, гармонии, прогрессу, совершенствуют себя. Роль музыки в этих процессах чрезвычайна высока и значительна. Всеобщее массовое музыкальное образование ставит своей целью:способствовать нравственно-эстетическому формированию личности, используя для этого силу воздействия музыки; развить на основе обучения музыкальные способности студентов; подготовить их к активному участию в музыкальной жизни страны.Однако с точки зрения психолога Б.М.Теплова, изучающего возможности музыкального влияния на развития личности, музыкальная способность - это способность реагировать на музыку, остро переживать музыкально-эстетические впечатления, а не наличие специфических музыкальных данных. "Центр музыкальности" человека, по его словам, душевная отзывчивость, а не специфически музыкальная одаренность [2б,с.96-112]. В связи с этим роль музыки в процессе формирования эстетической культуры намного значительнее, Чем других видов искусства.
В качестве одного из возможных "каналов" эстетического воздействия на студентов мы ввели два спецкурса: "История мировой музыкальной культуры" (ИММК) и «История мировых цивилизаций» (ИМЦ), берущих на себя задачи эстетизации образовательного пространства вуза. Целью введения данных спецкурсов является:развитие ориентации личности в мире эстетических ценностей; формирование эстетического сознания, потребности к творческой деятельности, стремление к креативности (креативность - создание условий длятворческого развития, сотрудничества, сотоварищества, учитель-ученик); формирование художественных взглядов и убеждений; воспитание и развитие эстетического вкуса, способности к эстетическому восприятию и переживанию; осмысление эстетических ценностей классического наследия.Доминантное положение в процессе формирования эстетической культуры отводится первому спецкурсу. Объясняется это следующими причинами. Курс «История мировых цивилизаций» более теоретичен, обращен к умозрительному знанию студентов, активизирует историческую память, систематизирует и итожит всю гуманитарную подготовку студентов. Таким! образом, его цели более образовательные, просветительские, нежели воспитательные.
Спецкурс «История мировой музыкальной культуры», напротив, прежде всего, призван решать воспитательно-формирующие задачи, направлен к душе студентов, их живым сегодняшним эмоциям, вкусам, увлечениям. Выбор музыкальной культуры в качестве образовательного предмета не обязателен, но очень удобен. Он объясняется сугубо педагогическими соображениями. Дело не только в "особости" музыки, о которой написано немало, но прежде всего в том, что социокультурное поле музыки неуклонно расширяется, а статус "музыкального" в современной культуре очень высок. Произведения отечественных композиторов, народное творчество, музыка композиторов-классиков - вот та сокровищница, из которой студенты могут черпать богатейший музыкальный материал. Однако простое изложение материала еще не обеспечивает полностью его воспитывающего и эстетического воздействия. Важно, чтобы перед студентами было раскрыто содержание музыки, чтобы произведение было ими прочувствовано. Для этого необходима определенная система музыкал