Наверняка, каждому из вас доводилось сталкиваться самому или слышать о людях, обладающих знаниями, непонятно откуда берущимися, или поразительными способностями, находящимися за пределами нашего обыденного понимания. Я имею в виду экстрасенсов, ясновидящих, колдунов, шаманов, предсказателей, гадалок, людей с феноменальной памятью или способностью притягивать предметы, "видеть" пальцами, провоцировать возгорание, людей, умеющих читать чужие и передавать свои мысли на расстоянии.Можно по-разному относиться к сверхъестественному - интересоваться им или нет, замечать его или не замечать, верить или не верить, открыто признавать или скрывать свою веру, можно даже бороться с правом необъяснимого на существование. Весь разброс мнений подтверждает лишь одно - хотя тайна способностей человека стара как само человечество, притягательность этой тайны с каждым днем делается все более захватывающей.Hо все же, откуда берут люди эту чудесную силу, этот "внерациональный" опыт, это чувственное, интуитивное знание? Будем называть "интуитивным знанием" все необычные способности человека, имеющие частичное рациональное объяснение или вовсе никакого не имеющие, но тем не менее существующие в реальности и довольно часто регистрируемые приборами. Много ли таких людей? Не удивляйтесь, этим знанием обладает абсолютное большинство людей, а не только перечисленные нами выше. Просто для этого большинства необходимым условие обращения к интуитивным знаниям и использования их является стресс, момент опасности для человека или условие выживания популяции.Интуитивным знаниям очень - очень много лет. Ими обладал предок человека еще задолго до того, как он стал называться homo sapiens, что в переводе с латыни означает "человек разумный". Ведь интуитивное знание - то есть знание, полученное в результате познания окружающей действительности только лишь посредством ощущений - присуще и животным. Так и наш далекий предок прежде всего был "гоминидом интуитивным", способным лишь ощущать мир и благодарно принимать его дары, ловко или не очень уворачиваясь от бесконечных ударов, развивая при этом в себе условные рефлексы и инстинкты. Однако он не умел целенаправленно воздействовать на этот огромный мир, не мог оценить его гармонии, как, впрочем, и не мог заниматься его систематическим разрушением.Между тем все интуитивное знание помещалось первоначально в сравнительно небольшом по объему мозге. Мы не будем сейчас и пытаться решить, что же в эволюции послужило причиной резкого увеличения объема мозга гоминида - известно только, что примерно к 40-му тысячелетию до нашей эры этот объем уже в два с половиной раза превышал свои исходные параметры. Нам остается лишь признать, что событие планетарного значения произошло, и наш "гоминид интуитивный" обрел дар речи. Обретя же этот бесценный дар, он начал становиться, наконец, "человеком разумным". Однако сразу уточним: дополнительные качества добавились и обогатили прежние возможности мозга.А из этого следует, что интуитивные способности вовсе не оказались вытесненными, они всего лишь дополнились новыми и тем самым постепенно оказались как бы отодвинутыми на второй план. Тем не менее, человек стал не только воспринимать действительность, но и обрел способность ее анализировать и активно на нее воздействовать. Постоянно изменяя при этом, прежде всего, самого себя и создавая совершенно новый тип биологического коллектива -социальное объединение или социум, который начал свое победное существование за счет развития и постоянного усложнения "общественных" связей между людьми.Что помогает нам понять древнего человека?Судить о его способностях мы можем благодаря незаменимым помощникам. Первый - это историко-антропологическая реконструкция. Вторым помощником становится так называемый "биогенетический закон" Геккеля, согласно которому развитие каждой особи повторяет эволюцию всего живого - проще говоря, развитие ребенка от зачатия до полного взросления повторяет, как бы в сжатом виде, развитие от инфузории до современного человека. В качестве третьего помощника мы привлекли наблюдения психиатров, в частности, крупнейшего специалиста по паранормальным способностям доктора психиатрии Т.А. Доброхотовой.У нашего предка, когда он из неандертальца превращался в кроманьонца - человека современного - постепенно разрастались зоны мозга, отвечающие за ритмику и речь, которыми он овладевал. Наш ребенок "преодолевает" этот рубеж в первый и второй год жизни, когда идет формирование речи, ритмической артикуляции, интонаций и модуляций речи. Известно, что словесная ритмика воспринимается и усваивается раньше самой речи. Так что в расхожей фразе об Арине Родионовне, сделавшей из Пушкина великого русского поэта, скрыт чрезвычайно глубокий смысл.Именно няня, рассказывая младенцу Сашеньке русские народные сказки и напевая колыбельные песенки, "заложила" в него, как интуитивное знание, программу ритмики русского языка. Не будет преувеличением сказать, что национально-культурная принадлежность каждого человека предопределяется ритмическим фоном той среды, которая воздействует на него тогда, когда он еще не умеет говорить. Любопытно, что при некоторых поражениях мозга восстановление речи у человека начинается с ритмических присказок, которые отпечатались в его мозгу в младенчестве Так, например, взрослому пациенту, к которому начинает возвращаться речь, показывают изображение звонка, а он называет его колокольчики-бубенчики', показывают петуха, а он: "петушок-золотой гребешок ' А сам и не помнит, что все эти присказки вложила в него мать, когда он едва начинал говорить. А теперь вернемся к нашему далекому предку -гоминиду в те момент, когда он произнес не звук и уж не просто слог - в котором начало качественно нового, чисто человеческого этапа развития, а СЛОВО Не будет преувеличением сказать, что оно буквально перевернуло его незатейливую, но тяжелую жизнь.Возникновение слова позволяет уже не только передавать ситуацию, но и моделировать ее. То есть не просто крикнуть "А-а-а" предупреждая об опасности, или сказать ' дай", протянув руку к куску мяса, а сообщать о том, что было бы, если бы произошло то-то и то-то. Именно эта способность позволяет несложной сигнализации - угуканью и размахиванию руками - преобразоваться в речь. Но главное то, что отныне основной задачей сигнализации, помимо прежней коммуникативной (для общения), становится моделирующая.