Механизмы телепатического мыслеобменаПарапсихология
Речевая система человека представляет собой систему языковых кодов, обозначающих предметы, качества, действия, отношения. В процессе её эволюции произошёл переход от слов, имеющих конкретную предметную отнесённость, к словам, отражающим отношения между явлениями и предметами, причиной и следствием (к логическим кодам языка). Мышление человека включает в себя образно-ассоциативное несемантизированное "мгновенное понимание", которое в качестве информационного процесса инвариантно к любой системе языковых кодов, и семантизированную, вербальную (от лат. verbalis - устный, словесный) логику - процесс преобразования информации с помощью субъективной знаковой системы (субъективных кодов сознания). При вербальном (семантизированном) мышлении синтаксическая (организационная) характеристика мыслительного процесса зависит от языка (от его грамматики, лексики, фонетики). Средством вербальной логики является внутренняя речь (с помощью которой мы мыслим про себя). Когда предмет собственной мысли человеку вполне ясен, он не требует от него развёрнутых словесных формулировок. При этом, внутренняя речь либо не задействована вообще (при "мгновенном понимании"), либо очень сокращена, свёрнута. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Внутренняя речь задействуется, когда возникают задержки в процессе мышления (вследствие сложности оперируемых понятий и т.д.) и в случае перехода к развёрнутой внешней речи понятной для других. В общем случае, мышление оперирует наглядно-действенными, наглядно-образными и абстрактными понятиями:· Наглядно-действенные - связаны с конкретными практическими действиями над предметами;· Наглядно-образные - опираются на непосредственное восприятие и представление о предметах или явлениях;· Абстрактными называются понятия, лишённые непосредственной наглядности. Абстракция - это выделение наиболее существенных свойств и признаков, общих для группы сходных предметов, понятий или явлений, при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Поэтому абстрактно-лексические составляющие мыслей концентрируют в себе не единый конкретный образ, а сумму образов и признаков, слагающих какое-либо абстрактное понятие.Первые два вида мысленных понятий используются и при "мгновенном понимании", и при вербальной логике, а последний - только при вербальной логике. Наглядно-образные и наглядно-действенные мысленные понятия универсальны и не подчиняются языковому барьеру, поскольку вызывают одинаковые подсознательные ассоциации у обоих участников контакта. Абстрактные мысленные понятия, в силу своей природы, неразрывно связаны с их вербальными (речевыми) эквивалентами. В результате, при телепатии возможен как образно-ассоциативный мыслеобмен озвученными и неозвученными во внутренней речи мыслями, так и использование в нём абстрактных мысленных понятий во внутреннем речевом виде.Мыслеобмен абстрактными мысленными понятиями может быть реализован двумя путями:1) Если используемое понятие уже имеет развитую однотипную "ассоциативно-семантическую матрицу" в памяти участников контакта, его восприятие возможно за счёт использования лишь вербально-слуховых образов.2) Если используемое понятие или его речевой эквивалент является новым хотя бы для одного из участников контакта, мыслеобмен осуществляется за счёт синергии (взаимодополняющего объединения) вербально-слуховых, зрительных и других мысленных образов, необходимых для создания соответствующего комплексного информационного аналога.Легче всего осуществляется мыслеобмен неозвученными во внутренней речи "мысленными переживаниями" (возникающими на мгновение мысленными образами вместе с сопутствующими эмоциями). "Ассоциативные матрицы", которыми оперирует при этом мозг, одинаковы для всех людей независимо от их национальности. Поэтому и "чтение" этих "вспыхивающих" в сознании объекта телепатического контакта образов возможно вне зависимости от знания соответствующего им языка внутренней речи. Восприятие мыслей в абстрактно-лексическом виде требует знания языка внутренней речи и возможно лишь благодаря сознательному их внушению индуктором или подсознательной "подсветке", возникающей при проговаривании им их во внутренней речи (в случае часто употребляемых понятий).Скорость мыслеобмена определяется физическими возможностями и подготовкой участников и, в принципе, может лишь незначительно отличаться от естественной для процесса мышления за счёт пауз между передаваемыми "мысленными блоками". Размер "блока", в его лексическом эквиваленте, колеблется от одного слова до фразы и определяется возможностями поддержания устойчивой волевой концентрации внимания, играющей главную роль в обеспечении мыслеобмена. Это близко к известному в психологии ограничению объёма мгновенной памяти, приблизительно, семью её абсолютными структурными единицами (объектами). Чаще всего, "блок" состоит из нескольких неозвученных во внутренней речи слов, образующих законченную мысль, проявляющуюся в сознании постепенно, как детали проявляемого фотографического отпечатка. Редко употребляемые слова, озвученные во внутренней речи, и абстрактные понятия приходится передавать отдельно, с их мысленным выделением, так как они не имеют развитых "ассоциативных матриц" в сознании. Обмен "блоками" свыше трёх - четырёх слов сравнительно редок и возможен, как правило, лишь благодаря подсознательному восстановлению внушаемого по имеющейся в памяти участников контакта комплексной "ассоциативной матрице", соответствующей используемому речевому обороту. Рассмотренное обстоятельство, вероятно, должно представлять значительное неудобство при обмене абстрактно-лексической информацией в идеографическом письменном представлении (когда символы обозначают не звуки речи, а понятия), поскольку при этом абстрактные понятия часто делятся на несколько лексических модулей (символьных понятий) и смысловую связку между ними. Однако, в целом, достижим такой уровень развития Psi-способностей участников мыслеобмена, который позволяет им реализовывать его с обычным разговорным темпом за счёт непрерывного, быстрого перетекания "мысленных блоков" в их сознании.Кроме мыслей телепатический мыслеобмен включает в себя и связанные с ними чувства и эмоции. Следует отметить, что именно мысленная передача чувств и эмоций, оттенков внутреннего психологического состояния является наиболее простым и постоянно присутствующим элементом телепатических взаимодействий, что оправдывает применение самого термина - телепатия ("дальнечувствие").Особенностью "чтения" информации, когда объект контакта играет роль лишь её пассивного обладателя, является то, что при этом, часто, в результате суггестивного воздействия на объект происходит неосознаваемая им активация его мозга. Таким образом, в действительности, пассивность объекта относительна, так как он оказывается включённым в процесс ненаправленной телепатической передачи находящихся в данный момент в его сознании мыслей, чувств и образов. При этом возможен и одновременный поиск в его долговременной памяти конкретной интересующей информации. (Например, аналогично некоторым экспериментам с участием Н.С.Кулагиной.)При воспроизведении передаваемых слуховых образов наличие их информационных аналогов в слуховой памяти оказывает корректирующее воздействие и автоматически обеспечивает связность в работе речевых органов, допуская, одновременно, суггестивное управление вариацией голосового воспроизведения. Воспроизведение слуховых образов, не имеющих соответствующих информационных аналогов (например, незнакомые мелодии), требует суггестивного управления артикулярными речевыми функциями, а также, часто, процесса обучения с постепенной корректировкой и запоминанием, при некотором участии сознания объекта.Наиболее сложен мыслеобмен зрительными образами. Это требует больших физических усилий, сопоставимых с усилиями по мыслеобмену с использованием абстрактно-лексических понятий. При этом, фотографическая отчётливость зрительных образов весьма труднодостижима. Как правило, они позволяют лишь угадывать общую сущность образа.Рассмотренные особенности телепатии показывают, что первоначально безусловно имевшиеся способности человека к ней были постепенно вытеснены развитием у него речи, позволявшей более быстро и просто манипулировать в процессе общения и мышления абстрактными понятиями и сложными логическими построениями. Фактически, это было следствием формирования в процессе эволюции человеческого сознания семантизированного мышления.