Немного фактов (продолжение)
История Таро


Когда поля располагались на правильной стороне горы, река омывала пастбища правильным образом, горы сзади и по бокам дома обеспечивали защиту от непогоды, тогда сельское хозяйство и животноводство были успешны. Энергия, которая считалась особенно полезной, называлась дыханием Дракона, она двигалась вниз с гор вдоль вен Дракона, принося земле энергию Ци, обещающую счастье. Но ее качество было хорошим только тогда, когда Инь и Ян находились в равновесии, а пять элементов — в гармонии друг с другом и ничто не нарушало благоприятное направление энергии. Интересно, что само название «Фэн-шуй» появилось значительно позже, чем сам метод («фэн» означает «ветер», а «шуй» — «вода»).

Сам термин «фэн-шуй» впервые появляется в Книге Захоро­ нений, не ранее 4-ого столетия н. э. Строфа из текста, объясняющая появление названия фэн- шуй:

«Ям седлает ветер (фэн) и разлетается.Но сохраняется, соединяясь с водой (шуй). Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание.И направляет ее, чтобы гарантировать сохранение.Так, это умение было названо фэн-шуй. Согласно законам фэн-шуй, лучше всего, когда место, притягивающее воду Находится радом с местом, удерживающим ветер...».

Вот и упоминание о фэн и шуй, ветре и воде. Цитата взята из Книги Захоронений («Цзан-шу»), IV век нашей эры . Авторство Книги Захоронений приписывается историку Го Пу, жившему во времена династии Цзинь (276-324 гг. н. э.). «Фэн-шуй иньских домов» — это применение принципов фэн-шуй к захоронениям. В эпоху династии Хань была разработана целая методика применения принципов фэн- шуй к местам упокоения мертвых. Однако довольно скоро принципы эти стали использоваться не только в «жилищах мертвых», но и в домах живых людей, а также в деловых зданиях.

Еще в древности благоприятное место для строительства дома, поселения или города выбиралось только после обращения к прорицателю. Формы такого прорицания, называемого буши или бучжай, были разнообразны: например, черепаший панцирь или баранью лопатку жгли раскаленной иглой, затем следовало гадание по полученному узору из трещин. Еще до появления свитков результаты такого прорицания записывались на костях. Дерек Уолтерс в своей «Истории фэн-шуй» приводит пример такой записи, сделанной около 2000 г. до н. э.:

День I . Вопрос: Могу ли я строить в таком месте? Ответ: Благоприятно. День VI . Вопрос: Царь желает построить город. Дозволяется ли это? Ответ: Вдвойне благоприятно.

Очевидно, что сам царь, возжелавший построить город, обращался сначала к прорицанию. И если бы ответ был неблагоприятным, скорее всего, он отказался бы от мысли строить там, где ему хотелось. Упоминания о подобных прорицаниях встречаются и в классической Книге стихов, сборнике песен, гимнов и од, составленном Конфуцием. В «Оде о переселении племени Чжоу», например, говорится:

Чжоу равнины — прекрасны и жирны они,Горькие травы тут сладкими были в те дни...Мы совещавшись сначала, потом черепах Мы вопрошай: остаться Аи в этих местах?Здесь оставаться! Судьба указала сама — Здесь и постройки свои возводить, и дома.

И все же такие прорицания были не вполне конкретными. Мастер-прорицатель мог сказать, хорош ли выбор места, верно ли выбрано направление, вот, пожалуй, и все. Никаких рекомендаций касательно метода строительства, выбора материала для постройки, направления течения воды в реке, типов окружающих дом почв не было. И только в эпоху династии Хань появились такие методы, как туй- фа (метод пригодности земли) и тугуйфа (метод символа земли). Эти методы учитывали множество вполне конкретных факторов, и выдаваемые мас­ терами рекомендации сделались более обоснован­ными. Интересно, что одни мастера специализиро­ вались на рекомендациях по строительству в городской черте, другие же работали за пределами города. Эти последние давали рекомендации не только по строительству домов, но и по расположению фруктовых садов и засеваемых полей.

Вот еще одна цитата из классической «Ши- цзин»:

Созвездие Дин высоко наконец,Он в Чу воздвигать начинает дворец.По солнцу, по тени размерил шестомПространство и чуский он выстроил дом......Поднялся на древний разрушенный вал И чуские земли кругом озирал.Он долго взирал и на Чу, и на Тан,Он смери.1 и тень от горы, и курган,Тутовник осматривать в чуский свой станСошел... На щите черепахи гадал, И добрый ответ был властителю дан.

Это стихотворный перевод, сделанный А. Штукиным. Речь идет опятьтаки о князе Чжоу, который замыслил перестроить свою столицу. Однако дословный перевод этого же отрывка более конкретен:

Когда созвездие Динь достигло высшей точки,Он приступил к возведению стен дворца Цзы.Он использовал Солнце вместо компаса,Чтобы построить залы для церемоний.Наконец задал он вопрос оракулуИ получил благоприятный ответ.

Этот отрывок особенно интересен тем, что в нем явно присутствует связь между сельским хозяйством, астрономией и строительством дома, сохранившаяся в языке даже три тысячи лет спустя. Определенное положение созвездия Динь указывало на начало времени года, когда сельскохозяйственные работы уже заканчивались, поэтому рабочую силу можно было использовать и в строительстве.

Развитие более или менее научного подхода к изучению земельных участков перевело мистические аспекты бучжай в подчиненное положение, но полностью они не были исключены никогда.

Самым древним мастером, владевшим этим искусством, чье имя дошло до нас, был Янг Юн Сан, признанный всеми основателем фэн-шуй. Основателем в том смысле, что он собрал воедино, обобщил, расширил опыт предыдущих поколений в этой области.

Сохранилось достаточно много трудов мастера Янга, и даже в наши дни каждый, кто претендует на звание специалиста в области фэн-шуй, прилежно их изучает. Янг Юн Сан был главным советником двора императора Хи Цана (888 г. н. э.), и его книги по фэн-шуй стали основной учебной литературой для последующих поколений.

Мастер Янг обращал особое внимание на форму гор, направления водных потоков, важнейшей составляющей своего искусства считал умение пра­ вильно определить местоположение Дракона и понять его влияние.

Принципы мастера Янга стали называться «Школой Форм» фэн-шуй, в которой хорошие или плохие участки определяются в терминах символики Дракона. Согласно этой школе, хорошее место по фэн-шуй требует присутствия Дракона, а где имеется истинный Дракон, там будет найден и Белый Тигр.

Мастера фэн-шуй, относящие себя к Школе Форм, начинают свой поиск благоприятных мест с поиска Дракона. Таким образом, акцент делается на формы ландшафта, формы холмов и гор, водных потоков, их направление и ориентацию.

Похожие статьи: