Потепление требует встречи без галстуков
Принято считать, что главные проблемы галстука – это сложность его завязывания и то, что он, собака, душит. Однако в последние годы обозначилась новая беда: ношение галстука связано с глобальными изменениями климата — кто его носит, тот подбрасывает уголёк в топку потепления. Удивлены? А ведь кое-где на нашей планете щеголять в галстуке летом уже не рекомендуется.
Новость пришла из Италии. Тамошнее министерство здравоохранения (Ministero della Salute) предложило согражданам отказаться до конца лета от ношения галстуков – по идее, это должно помочь людям защититься от перегрева и стать средством в борьбе с глобальным потеплением.
Итальянский министр здравоохранения Ливиа Турко: "Снимите это немедленно" (фото с сайта prontogeometra.it). Ранее с подобной инициативой выступила крупнейшая нефтяная компания Италии Eni, в начале июля сообщившая своим сотрудникам, что они не должны носить галстуки на работе. И некоторые фирмы решили последовать её примеру.
Разумеется, идея нравится не всем итальянцам, а больше всех тем, кто шьёт и продаёт злосчастные галстуки. "Я, производитель галстуков, ответственен за глобальное потепление" — статью с таким названием опубликовал предприниматель Флавио Чима (Flavio Cima). Ниже представляем практически дословный перевод этого крика души:
"Италия подтверждает свою репутацию странной страны. Страны, в которой большая нефтяная компания решила запустить мощную экологическую и прогрессивную кампанию — о ней пишут все газеты — против использования галстуков как истинной причины загрязнения окружающей среды. Эти "экологические нефтяники" даже нашли подходящий лозунг: "Eni снимает с себя галстук" (Eni si toglie la cravatta), чтобы побудить граждан к добродетельному поведению и уменьшить выбросы парниковых газов.
В конце концов, они предложил нам что-то конкретное, чтобы спасти планету! То есть мы можем продолжать спокойно ездить на автомобилях, потребляя топливо, обогревать и кондиционировать по желанию наши квартиры и так далее. При одном условии — в то время как мы потребляем, мы не носим галстуки.
Мне 25 лет, и я недавно открыл, со значительными экономическими затратами, ремесленное предприятие, которое производит и продаёт галстуки и другие детали одежды. У меня четверо служащих, и я с трудом пытаюсь утвердиться на рынке.
Однако чтение газет в эти дни резко заставило меня задуматься о социальной ответственности. Оказывается, мой бизнес наносит вред окружающей среде, а потенциальные клиенты могут отклонить мои предложения, сославшись на проблемы национальной и глобальной безопасности. Мой чистый шёлк, невинное натуральное волокно, в действительности оказался фактором, наносящим вред атмосфере. В общем, я дал моим друзьям совет: не занимайтесь галстуками, идите работать нефтяниками", — заключает Чима.
А ещё говорят, что ношение галстуков опасно для зрения. Стало быть, напрасно один инженер построил машину, автоматически завязывающую галстук.
Между тем ещё два года назад тогдашний премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) запретил всем членам кабинета министров и другим чиновникам носить галстуки и пиджаки с 1 июня по 30 сентября (для официальных церемоний было сделано исключение). Причина та же — меньше использования кондиционеров, экономия энергии, сокращение выбросов парниковых газов на 6%, Киотский протокол и всё такое.
Чтобы "антигалстучная" кампания "Прохладный/клёвый бизнес" (Cool Biz) охватила массы, японское министерство по вопросам окружающей среды (Ministry of the Environment) мобилизовало под это дело модных модельеров и других звёзд, включая авторов популярных комиксов. Идеологи Cool Biz предлагали "охлаждающие" наряды и советовали не только отказаться от галстуков и пиджаков (и накрахмаленных воротничков), но и носить рубашки с коротким рукавом и брюки, сделанные из материалов, которые "дышат" и поглощают влагу. При этом температуры на кондиционерах до сентября были установлены на отметке в 28 градусов Цельсия.
28 октября 2005 года чиновники объявили первые результаты кампании: вроде как выбросы "цэ-о-два" сократились аж на 460 тысяч тонн, что является эквивалентом объёма углекислоты, выпускаемой 1 миллионом домов в течение одного месяца.
Cool Biz была повторена в 2006-м и, кажется, идёт в этом году. Правда, зимняя инициатива "Тёплый бизнес" (Warm Biz) по поводу ношения вместо рубашек с галстуком водолазок (и вообще — более тёплой одежды, чтобы сэкономить на отоплении) поддержки в японском правительстве не снискала и популярности не набрала.
С лета 2006 года прохладные кампании проводят Южнокорейское министерство окружающей среды (Ministry of Environment Republic of Korea) и британский конгресс профсоюзов (Trades Union Congress — TUC).
"Прохладный бизнес" не был хитом, и недовольных отменой галстуков, конечно, полным-полно. Они говорят, что это несолидно, некрасиво и невежливо. И носят всем назло. Но тенденция, однако, налицо. Так что Флавио Чима и его коллегам можно посочувствовать.