Хирогномия руки ребенкаОсновные линии
Большой палец
Обратимся к созданным законам хирогномии от-носительно членов большого пальца детской руки (рис.36).
Если мы находим руку ребенка, у которой разви-тие трех членов большого пальца гармонично, то можно из этого заключить, что у данного ребенка будет живой рассудок и инициатива, поддержива-емая соответственным количеством разумной воли. Рис. 57 Смотря по тому, будет ли один или другой из этих членов большого пальца обнаруживать не гармоничное развитие, то есть будет больше или меньше, чем этого требует правильная нормаль-ная пропорция, соответственно этому у данного ребенка будет господствовать или рассудок, или инициатива, или воля. Следовательно, задача вос-питателя усилить целесообразным обращением менее ра звитую способность, ослабить ту, которая превышает другие.
Так, ншотной перечный член большого пальца, ctiH mi yiiiK, ороси, юнок" и кероиж (рис.37), обнаруживает у ребенка минимальную способность к любым решениям, склонность подчиняться чужим мнениям или предрассудкам. Такой ребе-нок мнительный и нерешительный. Все это явле-ния, которые при неумелом воспитании могут по-вести к нравственному падению.
В этом случае воспитатель должен укрепить в ребенке самосознание, ослабить его подчинен-ность и развить его волю.
Такой большой палец реже у мальчиков, чем у девочек в возрасте, когда обыкновенно наступает половая зрелость, часто бывает причиной тех лю-бовно-сумасбродных экстравагантных случаев, ко-торые доставляют столько забот родителям и врачу.
Познакомившись с этими наклонностями за-долго до наступления опасного периода, можно успешно противодействовать им и таким образом спасти от угрожающей им гибели много невинных детей.
Маленький большой палец вообще всегда приз-нак терпеливости, исключительности вследствие подчинения чувствам; такие дети рассуждают по-том, а действуют более иод влиянием моменталь-ного внушения, чем разумного размышления.
Большой величины большой палец указывает на противоположное; такие дети руководствуются более своим разумом, чем чувством. От этого происходит то, что они любят одиночество; уеди-няются и избегают забав и обществ своих сверст-ников; одним словом, такие дети живут более в кругу идей, чем чувств.
Для выбора призвания детям с малым большим пальцем нужно избегать роли руководствующих лиц, так как они не будут хорошо себя чувствовать вследствие своей господствующей чувствитель-ности, и не будут соответствовать предъявленным им требованиям. Совсем обратный случай будем иметь с детьми, у которых большой палец велик. Они как раз подходят к такому призванию, где должен занимать место мужчина с умом и душой, с энергией и самосознанием.
Если детская рука соединяет в себе гладкие пальцы с малым большим, то из этого всегда можно заключить о скрытом даровании к разного рода искусствам. Гладкие конические перстные члены есть признак того, что умственные способ-ности их владельцев направлены на идеальное.
Но не следует мешать детям, если у них ма-ленький большой палец руки соединен с глад-кими остальными, отдаться какому-нибудь из изо-бразительных искусств, так как они могут на этом поприще многое сделать.
Если у детской руки рядом с гладкими острыми пальцами еще и великий большой палец, то это означает дар к такому роду искусства, которое от-личается методом, логикой и исследованием.
Если мы находим у детской руки рядом с малым большим пальцем гладкие и острые пальцы, то это признак, что данный ребенок имеет особый дар к поэзии. Было бы очень прискорбно, если бы мы зарождающийся талант, проявляющийся упо-мянутыми признаками, хотели подавить и позво-лили бы погубить.
Если ребенок в своей руке соединяет великий большой палец с угловатыми лопаточными паль-цами, то это означает склонность и превосходные способности для научной жизни. Также следует мметить, чю ie руки, которые снабжены "великим большим пальцем", обнаруживают у ребенка большую силу воли, и поэтому эти дети легче пе-реступают те рамки, в которые они поставлены своей природой.
Если мы, наконец, находим у ребенка большой палец, обозначенный таким образом, как на рис.42, то это признак необыкновенно сильно раз-витого упрямства. На этот признак следует обра-тить внимание и таким образом надлежащими ме-рами подавить обозначенных упрямцев, потому что упрямство может, между прочим, дать повод ко взрыву припадков неистовства.
Пальцы
Ребенок с коническими пальцами приносит с собой на свет определенно выраженное распо-ложение и талант к искусству. Но обладателям та-ких пальцев свойственны и другие черты харак-тера, которые не должны быть вместе развиваемы, так как они, если своевременно не позаботиться об их ограничении, бывают поводом дурных ду-шевных пороков. Это легкомыслие, страстность, опрометчивость, сладострастие и высокомерие.
Эти наклонности становятся заметными у ре-бенка с гладкими коническими пальцами уже в ранней молодости и часто служат поводом к не-приятностям в школе и в общении с другими детьми и товарищами. Поэтому очень важно их своевременно обуздать путем строгого разумного влияния, - главным образом страстность и сла-дострастие, которые ведут за собой все другие по-роки.
Совсем устранить врожденных наклонностей нельзя, как и нельзя переменить врожденной формы пальцев; но созданием нравственного ба-зиса очень даже возможно создать им противо-вес, что устраняет грубые выходки вредных страстей, или, по крайней мере, отчасти и-х нейт-рализовать.
Детей с угловатыми пальцами (рис.34) целе-сообразнее готовить к такого рода призваниям, ко-торые требуют точности, понимания деталей.
Они при надлежащем воспитании станут хоро-шими учениками, регулярно посещающими школу, никогда не опаздывающими и не пропус-кающими учебных часов, и они проявят уже в мо-лодые годы решительную склонность к педан-тизму.
Детям с угловатыми пальцами прежде всего надо будет внушить расположение к пребыванию в обществе товарищей, потому что хотя у них есть задаток стать дельными, славными людьми, но они всегда делаются скучными, беспомощными, неуклюжими в обществе. Каждый их будет уважать и ценить, но редко кто-нибудь будет лю-бить. И здесь задача разумных родителей и воспи-тателей - развить товарищеские чувства, отучить детей от этого недостатка, который в позднейшие годы может им доставить не только много заботы, но и вреда.
Дети с подобными пальцами склоняются к гос-подствующим теориям и методам; понимание возвышенной поэзии и искусства у них отсутст-вует. В то же время они проявляют необыкно-венные способности к изящным и практическим наукам.
У детей, пальцы которых оканчиваются лопато-чкой (рис.35), больше задатка к торговле и изво-ротливости, чем к занятиям. Они более ловки на деле, чем на словах, более просты и искренни, чем изящны и галантны.
Они более практики, чем теоретики, могут что-нибудь устроить или привести в исполнение, чем вдаваться в теории.
Дети с такими пальцами имеют только то общее с детьми, у которых пальцы угловаты, что их ум направляется в сторону материального, действительного, ощутительного, в то время как дети с коническими пальцами живут в области прекрасного, идеального, не реального и не мате-риального.
Поэтому, чтобы подготовить детей с угло-ватыми или лопаточными пальцами к жизни не только практически, но и возбудить их чувствен-ную жизнь, рекомендуется так руководить воспи-танием, чтобы на уроках более обращать внима-ние на идеальную и красивую сторону вещей.
Если мы обратим внимание на только что ука-занные основные положения, то легко поймем, что дети с угловатыми, лопаточными пальцами должны быть воспитаны к призваниям техника, ученого, технического чиновника.
Шишковатые пальцы, нарисованные на рис.57, приближаются по своей форме к лопаточным, од-нако отличаются от них.
О детях с такими пальцами следует сказать, что им присуща любовь к физическому и духовному движению, они выделяются сильным стремле-нием к независимости, имеют талант к механичес-ким изобретениям, наконец, они большие люби-тели животных, поэтому часто хорошие наезд-ники, жокеи и т.п.
При их воспитании следует обратить главное внимание на то, чтобы немножко подавить осо-бенно сильно развитое чувство независимости, а также стараться наложить узду на их отчаянную храбрость.
Совсем гладкие и лишенные узлов пальцы (рис.32 А) указывают на то же самое, что и коничес-кая форма пальцев, и о чем мы уже достаточно го-ворили, именно - художнические задатки со всеми связанными добродетелями и пороками. Если оба признака встречаются вместе, то есть что пальцы детской руки и гладкие, и конические, то это верный признак, что данный ребенок в самой сильной мере имеет наклонности, таланты и не-достатки, о которых здесь идет речь.
И, как ни определенна цель, к которой влечет их инстинкт, они все-таки в своем поведении более склонны опираться на внушения, чем на логичес-кие рассуждения, более на фантазию и чувство, чем на знание, более на синтез, чем на анализ.
Узловатые пальцы (рис.32 В) обнаруживают всегда дух, полный спекулятивных идей, склонный к задумчивости и исследованию, ко-торый обладает любовью к правде и сравнительно проницательным умом. Поэтому в основу воспи-тания ребенка с такими пальцами нужно класть на-тиск на практическую сторону существующего, так как их ум преимущественно работает спекуля-тивно теоретически.
При случае рекомендуется обратить внимание на чувства, чтобы не дать повод к крайне односто-роннему развитию.
Дети с узловатыми руками особенно способны к тем родам призвания, которые требуют проница-тельного спекулятивного ума и предъявляют большие требования к логическому мышлению, одним словом, к тем постам, где необходим до не-которой степени философский ум.
Сложение детской руки
Детская рука, которая мягко ощущается, как будто бы нет никаких косточек в ней, всегда признак сдержанного характера, мягкого существа и соот-ветственно этому - с очень уступчивым образом действия, в то время как крепкая рука обнаружи-вает всегда более сильную волю и более непрек-лонный характер.
При том, конечно, надо обратить внимание, что детские руки, особенно в первых годах детства, всегда мягче и менее крепки, чем у взрослых; но при внимательности и опыте скоро можно будет найти существенные отличия.
Из этого следует основное положение педаго-гики, что с детьми с мягкими руками следует обращаться всегда мягче, чем с теми, у кого жест-кие руки. Далее, что у первых следует прежде всего укреплять силу воли, в то время как по отно-шению к другим рекомендуется применять стро-гость - и если же мы имеем дело с умными, но строптивыми и злобными детьми - надо сломить до некоторой степени их упрямство путем разум-ного убеждения, потому что оно может легко выродиться в самодурство.
Мягким детским рукам соответствуют обыкно-венно еще и другие свойства: равнодушие, легко-верность, добродушие, веселое расположение духа, разговорчивость, сонливая леность и боль-шая нежность, чем глубина в симпатиях. В то время как у детей с твердыми руками мы можем констатировать тщеславие, эгоизм, самомнение, большую физическую силу, быструю решитель-ность, большую логичность, вообще - преобла-дание деятельности ума в противоположность чувству.
Умный учитель и воспитатель будет ребенка с жесткими руками реже хвалить и реже с ним согла-шаться, чем с мягкорукими детьми, чтобы, с одной стороны, смягчить тщеславие и самомне-ние, с другой стороны, чтобы победить скром-ность и недостаток самопознания. У первых сле-дует обратить большее внимание на повышение чувственной жизни, у других следует именно это подавлять, но зато поднимать чисто умственную сторону душевной жизни.
Теплым и мясистым рукам соответствует также более сонливое, ленивое, слабовольное поведе-ние, в то время как холодные и худые руки всегда обнаруживают более энергичное и более упрямое существо.
Крепкие руки, которые, однако, не должны быть слишком жесткими, как и эластичные руки, у которых нельзя заметить бессилия, обнаруживают обыкновенно более обширную и энергичную дея-тельность ума, чем все другие руки, так как они заключают в себе способность к теоретизирова-нию и приведению в исполнение.
Но ведь вовсе небезразлично, соединена ли мяг-кая или жесткая рука с угловатыми, коническими или лопаточными пальцами; одно дает свой особый отпечаток другому.
Так, например, ребенок, руки которого большие и лопаточные, но и мягкие, будет редко любить деятельность, в то время как он необыкновенно любит смотреть на деятельность других.
Будучи детьми, такие люди внимательно сле-дят за играми других, но сами не принимают учас-тия в них. Взрослыми они будут любить смотреть в кофейне, в танцевальном зале, как другие играют или танцуют; но им трудно понять, каким образом можно лично принимать участие в этом.
Такие личности подходят ко всем тем родам за-нятий, где им самим придется по возможности меньше заниматься, но притом будут окружены живой деятельностью и движением.
Величина детской руки
Большая рука, в общем, принимается за признак начинающегося развития; такие руки обыкно-венно находим у народов, которые как в душев-ном, так и в практическом отношении стоят на низкой ступени культурного развития. И у детей большая"рука указывает только на большую силу, но ни в коем случае не на более сильное духовное развитие.
Маленькие руки, если они обнаруживают неко-торую ширину и узловатые, четырехугольные пальцы, есть признак мелочной души.
Если у ребенка большие руки, которые, однако, не полны и мягки, но изрезаны, сухи и жестки, то это признак нездорового телосложения, не допус-кающий никаких хороших суждений относи-тельно душевных способностей ребенка. Там, где встречается этот признак, обязанность родителей прежде всего заботиться, чтобы ребенок развивал физически свое тело и силу, хотя бы на время умст-венное развитие немножко отстало. В старшем возрасте подобные руки почти всегда признак скрытого и меланхолического существа, вместе с тем показывает склонности к магическим искусст-вам.
Большие детские руки с ладонью средней вели-чины указывают всегда ум, который достигает из-вестного совершенства. Такие дети имеют скорее наклонность к превосходному, чем к великому, они поэтому, несмотря на величину руки, спо-собны к изящным ручным работам и делают много на поприще механических наук и ремес-ленных искусств.
Если этот вид руки соединен с артистическим типом, то это признак, что данный ребенок, если он отдается искусству, достигнет многого изо-бражением деталей. Такие дети становятся хоро-шими живописцами цветов, животных и тихой жизни, а также могут превосходно работать в области пластической орнаментации.
Типы рук и особые хирогномические признаки у пальцев детской руки
Так как мы уже дали исчерпывающие объяснения типов рук и их значение и так как эта система сох-раняет свое действие относительно детской руки, то здесь оговорим лишь некоторые признаки, ко-торые принимаются во внимание при определе-нии детской руки и имеют одинаковое значение для всех видов рук.
Если ребенок имеет стройные и эластичные пальцы, которые легко можно отгибать, то сле-дует предполагать у ребенка остроумие, жажду знаний и ловкость. И если этому желают пойти навстречу, то следует подготовить ребенка к тем родам занятий, которые опираются на ручную лов-кость, но требуют также и остроумия, и комбина-ционного таланта.
Если пальцы конические и притом гладкие, то перед нами ребенок, которого лучше всего сле-дует определить к ремесленным искусствам и ме-ханике.
Если пальцы имеют различную форму но-готных перстных членов, то это следует рассмат-ривать как дурной признак, так как этим указыва-ется многосторонность, развивающаяся за счет ос-новательности. Это ведет к нерешительности ха-рактера и незначительной душевной твердости.
Хироманты обозначают таких типов как пустых болтунов. Если не позаботиться смягчить эти свойства путем хорошо обдуманною, старатель-ного воспитания, то обыкновенно эти люди ведут несчастную, безрадостную жизнь, даже иногда стараются эту безотрадную жизнь покончить са-моубийством.
Если будем держать детскую руку, пальчики ко-торой закрыты против света, и пальцы окажутся не прозрачными, не просвечивающими даже слабую тень того розоватого отлива, известного как цвет мяса, то нужно побеждать склонность к скупости. Если пальцы мясисгы и идут параллельно в своих контурах, то воспитатели должны так возбуждать сердце ребенка, чтобы повысилась естественная доброжелательность, чем смягчается жадность и скупость.
Детская рука с короткими и толстыми пальцами указывает на жестокий характер. И у детей с та-кими руками мы обыкновенно находим тенден-цию расправляться бессердечно с маленькими жи-вотными.
Эта наклонность должна быть по возможности подавлена, и здесь снова надо влиять на сердце ре-бенка и повысить его доброжелательность.
Длинные, весьма неподвижные пальцы детской руки обнаруживают дипломатические способ-ности, хитрость, лживость, даже склонность к об-ману. Детей с такими руками крайне тяжело вос-питывать, потому что они представляются роди-телям и воспитателям совсем иными, чем они есть в действительности.
Здесь дело воспитателя строгостью действо-вать для исправления ребенка. Если у таких рук но-готные, перстные члены тупы, то это признак склонности к воровству, которое даже может сде-латься манией, и в таких случаях следует действо-вать не только строгостью, но и повышением нравственного чувства.
Гладкие, но прозрачные пальцы - признак бла-госклонного характера, но также любопытства и необдуманности. У детей признаки любопытного характера проявляются рано, но часто их не пони-мают, и они бывают восхваляемы родителями за любознательность. Поэтому родителям и воспи-тателям нужно своевременно обратить внимание на данный признак у детей, чтобы уничтожить это тягостное невежество, которое может быть впос-ледствии поводом к очень неприятным конфлик-там.
Если мы найдем у детской руки гладкие и кону-сообразные пальцы, которые до некоторой сте-пени напоминают артистический тип руки, то не ошибемся, если примем болтливость, ветреность, бессмысленность за. самые бросающиеся в глаза черты характера.
Эти черты только в самых редких случаях под-даются влиянию воспитателей и только упражне-ниями душевной деятельности могут быть устра-нены. Во всяком случае, и здесь следует рекомен-довать строгость и медленное чтение превос-ходных сочинений.
Сильные и узловатые пальцы у детской руки, как уже следует из изложенных основных по-ложений, всегда можно считать признаком ума и способности быстро усваивать что-либо. Дети с такими руками, безусловно, способны к наукам, и их не следует удерживать от занятий научного ха-рактера.
У этих детей мы должны победить лишь то, что они слишком много занимаются и сидят над кни-i ами, вследствие чего забывают о своем физичес-ком развитии. Нужно обращать внимание, чтобы строго соблюдалось целесообразное распределе-ние времени так, чтобы физическое движение и наука соответственно сменяли друг друга.
За непреложный знак быстроты и буйности сле-дует принимать походку с размахиванием руками, а также то же самое указывает нам частое открыва-ние и закрывание рук.
Если ладонь мягка, то это позволяет нам узнать физическую и душевную леность - дурное свойство, которое, как известно, часто ведет к по-рочности.
Признак сильно отражающейся чувственнос-ти - несколько линий на ладони, из которых са-мая значительная так называемый пояс Венеры. Эта линия обнаруживает чувственные наклон-ности, и ее знамение повышается, если сильно раз-вит мякиш большого пальца на ладони и изрезан многочисленными глубокими бороздами. Это дурной признак. Если пояс Венеры - двойной, тогда обнаруживается склонность к самому неес-тественному распутству, и если к этому присоеди-няются признаки сладострастной руки, то значит есть стремление к безусловному удовлетворению страстей.
Часто встречается, что лежащий напротив мя-киша большого пальца холм Луны, находящийся у края ладони ниже мизинца, слабо развит и покрыт многочисленными складками кожи. Это признак нервной наклонности и, соединяясь с дру-гими уже упомянутыми признаками, означает нервную чувственность.
Если мы на детской руке найдем эти признаки или хотя бы один из них, то можно заключить о чувственной наклонности. Чтобы своевременно ее смягчить в дурных последствиях, родители или воспитатели должны обращать прежде всего вни-мание на то, чтобы не допустить влияния дурного общества на малышей, потому что это по большей части повод, который приводит дурную наклон-ность к совершенному развитию и яркому прояв-лению.
Средством против проявления неестественной чувственности могут служить холодные обтира-ния, не слишком теплая одежда и постель, устра-нение пищи с перцем, возбуждающих книг и движение на свежем воздухе в допустимой мере. Все эти средства вместе служат лучше, чем увеще-вания и поучения.
Из всех пороков, которые пристают к детям, первое место занимает чувственность. Часто она достаточно рано замечается* дает впоследствии, в годы полового созревания, повод к неестест-венным порокам.
Дальнейшим главным признаком чувственной наклонности, помимо уже сказанного, следует считать короткий ноготной член большого пальца и слабо развитый второй член большого пальца. Оба эти свойства означают беззаботность, недос-таток нравственной сдержанности и логического мышления. Если же к тому налицо гладкие, остро-конечные другие пальцы, то это еще более усили-вает упомянутую наклонность, ибо эта форма пальцев принадлежит сладострастным рукам.
Рука об руку с чувственностью обыкновенно идет лживость. Для обнаружения лживости хиро-мантия имеет средство, которое дает возможность легче всего констатировать наличность этой дурной привычки у детей. Главные признаки - снова короткий большой палец, очень острые дру-гие пальцы и сильно развитый холм Луны. Сильно расходящиеся пальцы позволяют также легко уз-нать склонность ко лживости.
Поэтому следует прежде всего, если мы имеем дело с умным ребенком, ясно ему излагать некра-сивость этого недостатка с нравственной точки зрения. Можно попытаться посредством совета дельного врача излечить этот нравственный не-достаток гипнотическим лечением, однако с этим должно обращаться весьма осторожно.
Лучше всего попытаться отучить ребенка от этой дурной привычки путем энергичного убежде-ния: ведь строго выраженное слово любимого вос-питателя или отца имеет также супестивное дейст-вие. Если мы встретим детскую руку, у которой большой палец относительно ноготного члена до того короток, что имеет форму мякиша, притом пальцы гладки и их концы лопаточны, то это поз-воляет, в особенности если цвет кожи темноватый и рука кажется более худой, чем толстой, узнать склонность к гневным вспышкам.
Вспыльчивость также порок, который способен, как и чувствительность, подрывать здоровье ре-бенка. И часто становится опасным для физичес-кого и духовного развития.
Ведь есть дети, у которых вследствие неразум-ного воспитания и непростительной уступчивости со стороны родителей вспышки гнева становятся до того сильны, что их последствием являются припадки задушения и конвульсии.
Благодаря нашим хиромантическим признакам мыв состоянии заблаговременно узнать эту страсть и не допустить ее роста, или совсем устранить - путем своевременного и надлежащего воспитания. Если другие детские пороки обыкновенно вредят только самому ребенку, то вспыльчивость застав-ляет страдать еще несколько лиц..
Кроме хирогномических признаков вспыльчи-| вого характера, цвет лица тоже имеет значение. I Обычно это бледный, серо-зеленый цвет лица, ко-| торый при малейшем возбуждении переходит в| красноватый, но чаще же становится еще бледнее,! если следует ожидать вспышки гнева.
Другой, к сожалению, часто появляющийся не-достаток - леность. Нельзя не знать, что эта бо-лезненная физическая склонность должна быть устранена. Как признак лености, хирошомы при-, водят мягкие толстые руки, довольно большие, в I которых первый член большого пальца очень ко-роток. По большей части, с этим признаком соеди-1 няется остроконечность пальцев и их гладкость.
Однако следует заметить, что остро закончен-ные пальцы ясно обозначают своеобразную разно-1 видность лености - "глазение". Такой ребенок отличается недостатком понимания причинности и рефлексии, упуская из виду интересы материаль-1 ного мира.
Главным средством борьбы с леностью следует назвать усиленное физическое движение, хо-лодные обтирания. Если ребенок честолюбив, то следует и это свойство целесообразно использо-вать, так как он не выносит, если ему ставят в при-мер других или больше хвалят, чем его. Он стара-ется тогда превзойти приведенный пример.
Если у ребенка слабо развит холм Меркурия, то есть то основание пальца, которое принадлежит мизинцу, то это указывает на отсутствие способ-ностей и таланта к наукам. Кажущуюся леность в учении следует отнести к неспособности. В таком случае было бы прямо преступным по отношению к малышу принуждать его к учению.
Дчанаходящихся в близком родстве недостатка детей, идущих рука об руку, это завистливость и жадность. Здесь надо заметить, что, конечно, есть дети, которые жадны и завистливы, потому что жадность без зависти немыслима, но завистливые дети не всегда могут быть жадными.
Жадность обнаруживается хирогномами пос-редством рук, которые кажутся принадлежащими не ребенку, а взрослому лицу, так как они сухие, очень худые и узловатые. Искривленность ногтей у пальцев - одно из самых характерных черт жад-ности. Большой палец у такого ребенка кажется сильно загнутым относительно внутренней по-верхности руки.
Также скрывание большого пальца в зажатом кулаке есть признак жадного, грязного характера, причем это можно также рассматривать как приз-нак слабости воли. Это привычка, от которой сле-дует детей заблаговременно отучать, потому что сжимание кулаков всегда считается признаком грубости, нахальства.
Как зависть и жадность - родственные нравст-венные недостатки, так и их хирогномические признаки довольно подходят друг к другу. Следо-вательно, зависть будет обозначаться худой, ког-теподобной, отвратительного цвета рукой.
Лечение и здесь сообразуется с индивидуаль-ностью детей. У доброго ребенка, чтобы он поте-рял эти страсти, надо задевать прежде всего его чувственную сторону: ему следует говорить, как некрасиво завидовать другому лицу, побуждать его к благотворительности.
Совсем наоборот следует поступать с ребенком не мягкого сердца. Строгость и наказание должны занять свои права.
Дальнейший недостаток - это обжорство. Дети, когда начинают сильно расти и становиться более худыми, бывают буквально напихиваемы едой за-ботливыми матушками, бабушками и тетуш-ками... Таким образом, многие дети искусственно становятся обжорами, ко вреду для их телосложе-ния и душевных свойств. Само собой понятно, что с детьми, у которых есть наследственное или врожденное расположение к обжорству, бывает еще хуже. Но разумный воспитатель может учесть эти обстоятельства, тем более если он узнает на-личность подобных наклонностей посредством хирогномических признаков.
Дети, имеющие врожденную наклонность к упомянутому недостатку, обладают руками, пальцы которых у третьего члена очень толсты, коротки и сидят на кажущихся распухшими, жирных и красноватых руках...
Теперь мы подходим к самому дурному из поро-ков: к стремлению присвоить себе чужое добро. Есть дети, у которых наклонность к желанию обладать до того интенсивна, а сдержанность воли так мала, что даже сознание несправедли-вости не удерживает их от того, чтобы обращать в свою собственность то, что им нравится.
Если у детской руки пальцы длинные, сухие и худые, есть узлы, а ноготные, перстные члены оканчиваются лопаточно, то это безусловно приз-нак коварства. Наклонности к воровству следует искать на холме Меркурия. В таких случаях он мя-гок, у основания мизинца довольно выдающийся, развит и изрезан многочисленными решетооб-разно скрещивающимися линиями.
Если к тому же ребенок, рассматриваемый нами, имеет очень подвижные глаза, неуверенный взгляд его блуждает и не в состоянии вынести сильного взгляда другого, то можно считать, что склонность к упомянутому недостатку налицо. Тем более если к названным признакам присоеди-няется острый подбородок, полузакрытые рес-ницы, светлые брови и круглые плечи.
Чтобы победить эту нравственную слабость, нужно прежде всего обратить внимание на то, чтобы поднять нравственные понятия ребенка. Никогда не стоит забывать, что эта наклонность может в дальнейшем стать манией (клептома-нией).
Этим заканчиваем мы хиромантию детской руки, которая в соединении с системой типов может дать родителям и воспитателям наиболее важные основания для надлежащего воспитания.