Ступени йоги. Дхиана
Йога и Медитация


/По книге Айенгара Йога дипика/

Как вода принимает очертания сосуда, так и ум, созерцая объект, принимает форму этого объекта. Ум, сосредоточенный на почитании вездесущего Божества, в результате длительного преклонения преобразуется, наконец, в подобие этого Божества.

Переливая масло из одного сосуда в другой, можно наблюдать непрерывно льющуюся струю. Когда струя сосредоточения непрерывна, возникает состояние дхьяны (медитации). Как волосок в электрической лампочке накаляется и светит при условии непрерывного поступления электрического тока, так дхьяна освещает ум йога. Его тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго - все соединяется в объекте созерцания, Вселенском Духе. Он пребывает в состоянии сознания, которое недоступно определению. Исчезают все чувства, остается только ощущение Высшего Блаженства. Как вспышку молний, йог видит Свет, сияющий за пределами земли и небес. Он видит свет, сияющий в его собственном сердце. Он сам становится светом для себя и для других.

Признаками прогресса на пути йоги являются здоровье, чувство физической легкости, устойчивость, ясность речи, благозвучный голос, приятный запах тела и свобода от вожделений. Ум уравновешен, безмятежен и спокоен. Человек становится воплощением смирения. Он посвящает все свои труды Богу, находит в Нем убежище и освобождается от уз кармы (действия), становясь Дживана Муктой (Освободившейся Душой).

"Не аскет, но богатый верой,в йоге сердце не удержавший,не обретший в ней совершенства -по какому пути он шагает?"

На этот вопрос Арджуны Шри Кришна отвечает:

"Не погибнет ни в здешнем он, Партха,ни в ином, после смерти, мире, ведь никто не приходит к дурному концу, кто творит здесь добро, моя радость!

Но, достигнув миров благой кармы, проведя там бессчетные годы,в доме чистом и благословенномвновь родится заблудший в йоге.

Или даже он в доме аскетоввозродится, обильных знаньем,ведь такое рождение, Партха,очень трудным считается в мире.

Так, возникнув на свет, обладаясвоей буддхи из прежнего тела,он потрудится с большим усердьем,чтоб теперь совершенства достигнуть.

Ибо прежних рождений заслугиего мощно вперед увлекают,ведь кто жаждет познания йоги,слово - Брахмана тот превосходит.

Упражненьем упорным тот йогин,от грехов себя всех очищая,восходя от рожденья к рожденью,высшей цели затем достигает

Превосходит йогин аскетов,йогин выше, чем тот, кто знает,йогин выше, чем делатель жертвы;устремляйся же к йоге, Арджуна!

Но и йогинов тот превосходит,кто, на Мне всей своею душоюутвердившись, исполненный веры,почитает Меня с любовью".

("Бхагавадгита", VI, 37,40-47.)

Похожие статьи: