Ракета-носитель «Ангара»Фэн Шуй пространства
В проектных материалах получили дальнейшее развитие и детализацию технические решения по варианту КРК, выбранному по результатам конкурсного рассмотрения ЭП I этапа в рамках МВЭК в качестве базового для дальнейшего проектирования, в том числе:— по конструктивно-компоновочной схеме РН, предусматривающие использование на 1 ступени жидкого кислорода и керосина, а на 2 ступени — жидких кислорода и водорода;— по использованию в качестве маршевых двигателей существующих ЖРД 11Д520 и 11Д122 с незначительными доработками;— по конструкции РН и наземных комплексов, направленные на использование существующего задела по наземному комплексу РН «Зенит» и универсальному наземному комплексу, создаваемого по теме «Универсал»;— по транспортированию РН железнодорожным транспортом.При этом в рамках сформированного облика КРК были рассмотрены альтернативные варианты ряда технических решений, в том числе:— представлены два варианта конструкции 2 ступени РН, отражающие различные подходы РКК «Энергия» и КБ «Салют» к изготовлению, экспериментальной отработке и эксплуатации ступени;— проработаны три варианта системы управления (НПО А, НПО АП и МОКБ «Марс»);— предложены три варианта выполнения связи РН со стартовым комплексом: с частичным использованием элементов связи, применяемых для РН «Зенит», со сбрасываемым в полёте заправочным модулем и с использованием кабель-заправочной башни.
Первая ступень РН «Ангара» имеет три топливных модуля диаметром 3,9 м каждый: два боковых — для окислителя и один центральный — для горючего. Ступень оснащается четырёхкамерным ЖРД 11Д174, являющимся модификацией двигателя 11Д520 разработки КБ «Энергомаш», применяемого в настоящее время на РН «Зенит».Маршевый ЖРД РД-174 — четырёхкамерный, с общим турбонасосным агрегатом, двумя газогенераторами и комплексом агрегатов автоматики многократного действия. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, предусматривается поворот каждой камеры в тангенциальной плоскости на угол до ¦6¦.Вторая ступень, аналогично первой, имеет также три топливных модуля с сохранением диаметра 3,9 м по каждому: два боковых — для горючего и один центральный - для окислителя. Ступень оснащена кислородно-водородным ЖРД 11Д122А, являющимся модификацией двигателя 11Д122 разработки КБ «Химавтоматика», применяемого на 2 ступени РН «Энергия» и «Энергия-М» и прошедшего все виды испытаний, в том числе два успешных ЛИ в составе РН «Энергия».Двигатель 11Д122А — однократного применения и многоразового включения, выполнен по схеме с дожиганием восстановительного генераторного газа в камере сгорания. Управление вектором тяги осуществляется отклонением двигателя в кардановом подвесе. Для управления РН по крену предусмотрено использование сопел крена, работающих на газообразном водороде. Для осуществления контроля состояния во время функционирования, управления и диагностирования предполагается разработка системы контроля, управления и диагностирования.НПО АП предлагает в качестве основы СУ РН «Ангара» использовать БЦВМ «Бисер-3» и трёхосный гиростабилизатор ПВ-300.Предприятие НПО А предлагает СУ, построенную на БЦВМ серии СБ-1571 и ККП средней точности разработки НПО Э (г. Миасс). Дополняет систему аппаратура-потребитель системы спутниковой навигации (ГЛОНАСС-НАВСТАР). БЦВМ имеет возможность сопряжения с внешними приборами СУ по стандартному интерфейсу (ГОСТ 26765.52–87), а ККП в сочетании с аппаратурой спутниковой навигации позволяет решать современные и перспективные задачи по выведению КА на целевые орбиты.СУ, предложенная МОКБ «Марс», строится на базе современной БЦВМ ПРЦ-1000 и высокоточного комплекса командных приборов разработки НИИ КП (г.Санкт-Петербург). ККП позволяет обеспечить требуемую точность выведения КА на опорную орбиту без применения дополнительных корректирующих устройств.В составе ракеты космического назначения (РКН) предусматривается использование разгонных блоков двух типов: кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ) и РБ «Бриз-М». При этом масса полезного груза, выводимого на ГСО, по оценке КБ «Салют», составит 4,3 и 3,2 т соответственно.Кроме того, рассмотрено применение на РН «Ангара» многофункционального разгонного блока с электрореактивной двигательной установкой и энергоустановкой на базе фотопреобразователей (МРБЭФ), который может обеспечить выведение на ГСО в режиме малой тяги КА массой до 8,4 т.Ракета космического назначения предлагается к использованию с космической головной частью (КГЧ), имеющей следующие габаритные размеры: длина — 19,42 м и диаметр — 4,35 м. По мнению разработчика возможно применение КГЧ увеличенных размеров: диаметром 5,0 м и длиной 22,5 м, при условии введения ограничений при наземной эксплуатации и в полёте по скорости ветра.Для сокращения площадей районов падения отделяемых частей РН конструкторским бюро «Салют» предложены технические решения по управляемому спуску первой ступени РН, а в перспективе рассмотрено создание на базе одноразовой первой ступени многоразовой ступени, способной возвращаться в район полигона без промежуточного приземления с использованием аэродинамического качества и турбореактивных двигателей.