Царства "серебряное" и "медное"
Предсказания и предсказатели


В 558 году до н.э. персидский царь Кир II начал свое победоносное шествие по миру. Когда-нибудь в своих книгах мы еще обязательно подробно остановимся на личности этого очень странного завоевателя, основной идеей которого было освободить все народы от рабства и которого пророк Исайя назвал Мессией, Помазанником божьим. Пока же лишь скажем коротко, что вдохновленные им «захватчики» — персы устанавливали на покоренных землях справедливые законы, разрешая при этом полную свободу вероисповедания, не грабя города и не подминая под себя чужую культуру. Возможно, именно по этой причине им в конце концов удалось присоединить к своим владениям весь цивилизованный мир, который в то время был сосредоточен на Среднем Востоке.Достаточно сказать, что границы необъятной империи Кира простирались от Греции до Персии и от Египта до самой Индии. Могущественный Вавилон, который до последней минуты не верил в возможность своего поражения, пал в 539 году до нашей эры, и иудейский народ оказался теперь уже под началом персидского царя. Однако новая власть была совсем не похожа на вавилонское нашествие, она принесла свободу евреям. Первое, что сделал царь Кир, — это разрешил уведенному в плен народу возвратиться обратно на свои земли. Также он повелел заново отстроить Иерусалим, а на месте разрушенного Первого Храма немедля начать строительство нового.Так сбылось начало пророчества — «золотой» Вавилон сменился на «серебряное» царство персов.

Даниил же оказался при дворе самого справедливого из великих царей — царя Кира II. Он пережил и его самого, и его сына-наследника, окончив свои дни только при Дарии Первом. Забегая несколько вперед, заметим, что после него прошла еще целая вереница персидских правителей, прежде чем на мировой арене появился грек Александр Македонский. К этому времени громадная империя, созданная Киром, давно потеряла былую силу и свой удивительный дух. Ее правители не отличались благородством своего предшественника (возможно, потому и не назвал пророк это царство «золотым»), и воинственный Александр во главе греческой армии сумел покорить все обширные земли, которые долгий срок оставались персидскими. Цивилизованный мир опять перешел в новые руки, и таким образом сбылось следующее предсказание — возникло царство «медное», о котором Даниил написал прямо. Вот один из его многочисленных снов:

«Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки... Видел я, как этот овен бодал к западу, и к северу, и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался. Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна... и бросился на него в сильной ярости своей» (Дан. гл. 8 ст. 5, 6).

Далее следует короткое, но яркое описание жестокой битвы между овном и козлом, завершившейся в пользу последнего. Сам пророк, по его словам, не сумел уловить смысла увиденного, однако затем услышал чей-то голос: «Гавриил! Объясни ему это видение!», и появившийся неизвестно откуда Гавриил действительно пояснил ему истинное значение звериной драки.

«И сказал: вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, — это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою...» (Дан. гл. 8 ст. 19 — 22).

Самое интересное здесь, без сомнения, это то, что в пророчестве упомянуты совершенно конкретные государства. Таким образом, под мидийским и персидским царями без труда узнается царь Кир и его преемники (до завоеваний Кира Персия находилась под владычеством Мидии), ну а исходя из этого, похоже, что «греческого козла» на самом деле звали Александр Македонский.Совпадения с реальной историей поистине невероятны, ведь от Даниила все эти события отстояли столь же далеко, как и для нас сегодня — двухсотый год наступающего тысячелетия. Впрочем, среди ученых существует версия о том, что «Книга Даниила» писалась (либо дописывалась) уже во времена Александра Македонского, однако никаких подтверждений тому нет, и данный вывод сделан учеными только лишь из-за кажущейся невозможности подобного удивительного знания будущего.

Мы же не будем настаивать ни на чем, давайте лучше вернемся к дальнейшему рассмотрению той истории, которую увидел Даниил, ведь на «греческом козле» по фамилии Македонский она отнюдь даже не закончилась.

Кстати сказать, для иудеев времена греческого владычества, начавшиеся с нашествия Македонского, примечательны тем, что, как считается, с этого момента началось духовное опустошение Израиля. Среди представителей высших слоев еврейского общества культура завоевателей начала входить в моду, чего никогда не происходило ранее, древний закон стал ослабевать. Со временем все это закончилось народным восстанием в Иудее, но перед этим, начиная от завоевания Израиля Александром Македонским вплоть до восстания Маккавеев, прошло полтора века «опустошительного бесчестия» — именно так оценивает еврейская история этот период. Упомянули же мы об этом только потому, что эти сведения понадобятся нам в дальнейшем для одного интересного расчета.

Что касается дальнейшей судьбы империи Александра, то она действительно развалилась сразу после смерти полководца — его ближайшие соратники поделили между собой завоеванные территории, вновь превратив их в разрозненные государства в полном соответствии с пророчеством:

«Тогда козел (греческий царь) чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это — первый его царь. Он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою» (Дан. гл. 8 ст. 8, 21 — 22). «И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих» (Дан. гл. 11 ст. 2 — 4).

Есть и другие не менее меткие описания этого периода истории, но для нас вполне хватит и этих.

Всего 12 лет длились завоевания молодого македонского царя. Подобно молнии ворвался он в Историю, до основания разрушив не один город, жестко навязывая свою религию и взгляды покоренным им народам. Если откровенно, нам трудно понять, за какие такие заслуги Македонского, спалившего величайшую библиотеку персов, разрушившего до основания храмы, сегодня считают благородным героем — но это так, к слову. В 32 года Александр умер, а созданная им империя (по Даниилу — третье, «медное» царство)развалилась.

Однако если и дальше проводить параллель между реальной историей и пророчеством Даниила, то на месте одного «рога» действительно выросло нечто еще. Из корней древней греческой культуры возникла совершенно иная культура — римская, и именно она стала следующей, которая на долгие века сумела подчинить себевесь цивилизованный мир...

Похожие статьи: