Железное царство
Предсказания и предсказатели


«Все дороги ведут в Рим». Вроде бы поговорка эта пошла оттого, что древний город, как и Москва, выстроен по кругу, а значит, дороги расходятся из его центра в разные стороны. И все же какие бы объективные причины ни вызвали поговорку к жизни, вкладываем мы в нее совершенно другой смысл, до сих пор подразумевая под Римом нечто великое и объединяющее, даже несмотря на то, что времена славы Римской империи давно уже остались позади. Не собираясь вдаваться в лишние детали, лишь напомним, что приблизительно в третьем веке до нашей эры римляне — жители города-государства — начали строительство собственной империи, в чем и преуспели. После завоевательных походов, красиво названных Пуническими войнами, ко второму веку нашей эры Римская империя являлась уже крупнейшей Средиземноморской державой, под началом которой находились Западная Европа, Ближний Восток, Северная Африка...Подобно истинным завоевателям, захватчики везде стремились насадить свою культуру, оцивилизовывая «дикие», по их мнению, народы. Впрочем, это не мешало самым просвещенным людям того времени видеть в разрастающейся империи некий объединяющий центр.«Якорь, который навечно приютил в гавани мир, долго блуждавший без кормчего», как сказал Плутарх, или «братские оковы», как намного более метко выразился поэт Пруденций. Впрочем, так или иначе факт остается фактом: конец предыдущей и начало новой эры прошли уже под знаком Римского государства. Другое дело — что это был за знак? Вот несколько цитат из пророчеств Даниила, относящихся к четвертому царству:

«После сего видел я в ночных видениях, и вот — зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него — большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей...» (Дан. гл. 7 ст. 7). «Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него... Об этом он (Гавриил) сказал: — Зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее...» (Дан. гл. 7 ст. 19 — 23).

Здесь мы бы не рекомендовали делать однозначные выводы, хотя нельзя не признать, что данное описание действительно очень похоже на Римскую империю. Правда, не так давно нам довелось столкнуться с тем, что «четвертое царство, попирающее землю» без оглядки приравнивается к современной эпохе, хотя, положа руку на сердце, наш мир вряд ли можно назвать единым и неделимым, прочным, как железо, внутри. Зато вот к мощи Римской империи, думается, такое определение относится как нельзя лучше. Кроме того, европейская культура Древнего Рима, пришедшая на смену восточной, — культура сильная, холодная и расчетливая, действительно не была похожа ни на что, существовавшее прежде. Что же касается «пожирания» и «сокрушения», то, возможно, здесь следует вспомнить о том, сколь настойчиво навязывал Рим свои порядки народам, находящимся у него «под крылом». А также о том, что именно римский прокуратор Понтий Пилат отправил на казнь Христа, и что в том же самом Риме, который по сей день считается оплотом христианства, в свое время правил император Нерон, прозванный за свои зверства и гонения христиан Первым Антихристом.

Что же касается конкретно древних евреев, то и у них с Римом связаны, мягко говоря, не самые лучшие воспоминания. Освободившись после восстания маккавеев от греческого владычества, в 63 году до н. э., во время гражданской войны в Израиле, одна из враждующих сторон догадалась позвать себе на помощь римских солдат. Те, в свою очередь, с удовольствием приняли приглашение, вот только возвращаться обратно потом почему-то не спешили, превратив Иудею в свою очередную колонию. Захватив власть в стране столь оригинальным и непыльным способом, римляне продолжили благие начинания греков по ее активному «оцивилизовыванию», вплоть до того, что небезызвестный император Калигула вознамерился поставить в Храме собственную статую для поклонения. Закончились подобного рода инициативы опять-таки восстанием, однако на сей раз уже плачевно: в 70 году, во время Первой Иудейской войны непокорный Иерусалим был взят римскими войсками, а Второй Храм разрушен и сожжен...

А теперь вернемся к пророчествам, обратившись к еще одной цитате из 11-й главы Даниила, где он снова и на этот раз гораздо более подробно начинает свое повествование от империи Персов вплоть до «конца времен». Интерпретировать всю последовательность событий едва ли имеет смысл, она точно так же, как и многие другие отрывки, повествует о взлете и крушении империи Александра Македонского, о распаде «медного греческого царства по четырем ветрам». Далее идут описания, отдаленно напоминающие становление Рима и его войну с «южным царем», который удивительно похож на африканца Ганнибала, причем с пятнадцатого стиха этой главы тексты удается интерпретировать практически однозначно. Судите сами:

«И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцыюга, ни отборное войско его... И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит свой стан, и она пострадает от руки его. И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные (саддукеи) с ним, и совершит это; и дочь жен (Израиль) отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится и ему не будет пользы из того. Потом обратит лицо свое к островам (к разрозненным царствам) и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него... На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении...» (Дан. гл. 11, ст. 15 — 20).

Кто знаком с древней историей и с содержанием Евангелия, тот легко опознает перечисленные факты: после того как Рим победил южанина Ганнибала и укрепил свои владения в Азии и Африке, то в сговоре с еврейскими первосвященниками (саддукеями) он овладел и Израилем. Об этом мы уже рассказывали чуть выше. А вот вторая часть этой истории явственно рассказывает о казни Иисуса Христа, который действительно послал настоящего сборщика налогов Матфея, ставшего впоследствии апостолом и первым евангелистом (Евангелие от Матфея), «по царству славы». Суть в том, что в Риме распятие на кресте действительно считалось позорной казнью. И кто будет спорить, что этот «позор» Христа в свое время был обращен на голову самого Рима? Больше того, именно последователи Иисуса через несколько столетий превратили «антихристианский» Рим в свою вечную столицу. Вот так и исполнилось это предсказание.

Жаль только, что продолжение всей этой истории, данной Даниилом, далеко от идиллии.Мы не будем углубляться в описания, скажем только, что когда наследники Христа, пославшего «сборщика податей по царству славы», укрепились и обосновались в городе этого «четвертого зверя», то все в нем пропиталось «обманом, коварством и лестью», что действительно сопровождало политику новой Священной Римской Империи, управляемой из Ватикана.

Мы не ставим себе целью интерпретировать все образы, приведенные Даниилом — как минимум для этого надо иметь Библию на языке оригинала — шифровка есть шифровка. А потому давайте просто перейдем к описанию предпоследнего царства, разделенного и непрочного, которое будет в «конце времен».

Похожие статьи: