Железное царствоПредсказания и предсказатели
«Все дороги ведут в Рим». Вроде бы поговорка эта пошла оттого, что древний город, как и Москва, выстроен по кругу, а значит, дороги расходятся из его центра в разные стороны. И все же какие бы объективные причины ни вызвали поговорку к жизни, вкладываем мы в нее совершенно другой смысл, до сих пор подразумевая под Римом нечто великое и объединяющее, даже несмотря на то, что времена славы Римской империи давно уже остались позади.
«После сего видел я в ночных видениях, и вот — зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него — большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей...» (Дан. гл. 7 ст. 7). «Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него... Об этом он (Гавриил) сказал: — Зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее...» (Дан. гл. 7 ст. 19 — 23).
Здесь мы бы не рекомендовали делать однозначные выводы, хотя нельзя не признать, что данное описание действительно очень похоже на Римскую империю. Правда, не так давно нам довелось столкнуться с тем, что «четвертое царство, попирающее землю» без оглядки приравнивается к современной эпохе, хотя, положа руку на сердце, наш мир вряд ли можно назвать единым и неделимым, прочным, как железо, внутри. Зато вот к мощи Римской империи, думается, такое определение относится как нельзя лучше. Кроме того, европейская культура Древнего Рима, пришедшая на смену восточной, — культура сильная, холодная и расчетливая, действительно не была похожа ни на что, существовавшее прежде. Что же касается «пожирания» и «сокрушения», то, возможно, здесь следует вспомнить о том, сколь настойчиво навязывал Рим свои порядки народам, находящимся у него «под крылом». А также о том, что именно римский прокуратор Понтий Пилат отправил на казнь Христа, и что в том же самом Риме, который по сей день считается оплотом христианства, в свое время правил император Нерон, прозванный за свои зверства и гонения христиан Первым Антихристом.
Что же касается конкретно древних евреев, то и у них с Римом связаны, мягко говоря, не самые лучшие воспоминания. Освободившись после восстания маккавеев от греческого владычества, в 63 году до н. э., во время гражданской войны в Израиле, одна из враждующих сторон догадалась позвать себе на помощь римских солдат. Те, в свою очередь, с удовольствием приняли приглашение, вот только возвращаться обратно потом почему-то не спешили, превратив Иудею в свою очередную колонию. Захватив власть в стране столь оригинальным и непыльным способом, римляне продолжили благие начинания греков по ее активному «оцивилизовыванию», вплоть до того, что небезызвестный император Калигула вознамерился поставить в Храме собственную статую для поклонения. Закончились подобного рода инициативы опять-таки восстанием, однако на сей раз уже плачевно: в 70 году, во время Первой Иудейской войны непокорный Иерусалим был взят римскими войсками, а Второй Храм разрушен и сожжен...
А теперь вернемся к пророчествам, обратившись к еще одной цитате из 11-й главы Даниила, где он снова и на этот раз гораздо более подробно начинает свое повествование от империи Персов вплоть до «конца времен». Интерпретировать всю последовательность событий едва ли имеет смысл, она точно так же, как и многие другие отрывки, повествует о взлете и крушении империи Александра Македонского, о распаде «медного греческого царства по четырем ветрам». Далее идут описания, отдаленно напоминающие становление Рима и его войну с «южным царем», который удивительно похож на африканца Ганнибала, причем с пятнадцатого стиха этой главы тексты удается интерпретировать практически однозначно. Судите сами:
«И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцыюга, ни отборное войско его... И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит свой стан, и она пострадает от руки его. И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные (саддукеи) с ним, и совершит это; и дочь жен (Израиль) отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится и ему не будет пользы из того. Потом обратит лицо свое к островам (к разрозненным царствам) и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него... На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении...» (Дан. гл. 11, ст. 15 — 20).
Кто знаком с древней историей и с содержанием Евангелия, тот легко опознает перечисленные факты: после того как Рим победил южанина Ганнибала и укрепил свои владения в Азии и Африке, то в сговоре с еврейскими первосвященниками (саддукеями) он овладел и Израилем. Об этом мы уже рассказывали чуть выше. А вот вторая часть этой истории явственно рассказывает о казни Иисуса Христа, который действительно послал настоящего сборщика налогов Матфея, ставшего впоследствии апостолом и первым евангелистом (Евангелие от Матфея), «по царству славы». Суть в том, что в Риме распятие на кресте действительно считалось позорной казнью. И кто будет спорить, что этот «позор» Христа в свое время был обращен на голову самого Рима? Больше того, именно последователи Иисуса через несколько столетий превратили «антихристианский» Рим в свою вечную столицу. Вот так и исполнилось это предсказание.
Жаль только, что продолжение всей этой истории, данной Даниилом, далеко от идиллии.Мы не будем углубляться в описания, скажем только, что когда наследники Христа, пославшего «сборщика податей по царству славы», укрепились и обосновались в городе этого «четвертого зверя», то все в нем пропиталось «обманом, коварством и лестью», что действительно сопровождало политику новой Священной Римской Империи, управляемой из Ватикана.
Мы не ставим себе целью интерпретировать все образы, приведенные Даниилом — как минимум для этого надо иметь Библию на языке оригинала — шифровка есть шифровка. А потому давайте просто перейдем к описанию предпоследнего царства, разделенного и непрочного, которое будет в «конце времен».