Конец света


"И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра" (Исх., 13;19).

Вавилон разрушается и другими способами - огнем, дуновением ветра (по Иеремии), нашествием народов с севера и т.п. Такое отношение к Вавилону объясняется недавним вавилонским пленением. Во-вторых, приходит тьма:

" Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим" (Исх., 13:10).

"Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой" (Поил.,3;15).

Далее идет каменный град, с неба падает огонь, льется горящая сера, начинаются моровая язва и потоп.

"И возгремит Господь величественным гласом своим, и явит тяготеющую мышцу свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении, и в каменном граде" (Исх., 30,30)...

Другие кары, описание которых опускаем, фантастического плана - чудовища, которые являются символами царств, дракон левиафан, сатана и пр.

Частично перечисленные кары являются простым повторением казней "Пятикнижия" Моисея. В основе этих пророчеств - лежат действительные стихийные бедствия предыдущих веков и бедствия... Но, по-видимому, пророки не смотрели на катастрофу конкретно, как на цепь взаимосвязанных событий. Пророки смешивают все известные им кары - землетрясения, моровые поветрия, нашествия, опустошительные градобития, голод и т.д. и т.п...

Разные кары происходят в разных и весьма отдаленных друг от друга местах и по различным поводам. Есть и прямые противоречия: например, Исайя в одном месте предсказывает, что Египет погибнет от засухи и внутренней смуты, а пророк Иерёмия предсказывает гибель Египту и Ассирии от войны между ними.

Описания различных природных катаклизмов рассыпаны по всему тексту книг пророков, и не всегда они связаны с представлениями о грядущем Страшном суде, часто они лишь навеяны общей гнетущей атмосферой того времени.

Мы не можем сопоставить с ветхозаветными бедствиями, которые основываются на описаниях природных катаклизмов (засух, землетрясений, моровых язв и пр.), какую-либо одну определенную, тем более геологическую катастрофу.

Иначе дело обстоит с "Откровением Иоанна Богослова". Несмотря на то что Иоанн говорит на языке Ветхого завета, он описывает, и причем в мельчайших подробностях, действительную и, как представляется, точно определяемую с точки зрения геофизики катастрофу.