Тысяча и одна быль Мишеля НострадамусаПредсказания и предсказатели
Каждый из нас немножечко пророк, каждому из нас хоть как-то знакомо состояние предчувствия тех или иных событий. Так, к примеру, однажды ко мне пришло совершенно ясное ощущение, что сейчас в тот самый троллейбус, на котором я еду, зайдет контролер. Не прошло и пяти минут, как «пророчество» мое исполнилось в лучшем виде, причем контролер был не один, а с целой бригадой водителей, спорить с которыми, судя по их серьезным физиономиям, было совершенно ни к чему. Потом я пробовал точно так же «прорицать» уже с билетом в кармане, однако из моей затеи ровным счетом ничего не вышло. Видимо, действительно для того, чтобы быть пророком, нужна какая-то особая атмосфера.
В нашем случае дело тоже обстоит примерно таким же образом, однако, не взваливая на себя бремя славы пророка, мы все же хотели бы сказать, что готовы нести полную ответственность за истинность слов Нострадамуса относительно наиболее значительных событий нашего ближайшего будущего. И у нас есть на это веские основания. В свете открывшихся нам новых фактов можно утверждать, что, на наш взгляд, наступило время, когда вместо невразумительного оккультиста перед нами должен открыться новый образ доктора Нострадамуса, образ ученого, который знал и давал себе трезвый отчет в том, что он делает.
Впрочем, давайте наконец приступим к поиску заветного ключа, позволяющего нам разобраться в невероятно запутанных катренах-четверостишиях, составляющих центурии, и прежде всего хотелось бы задать первый вопрос — а что, собственно, мы ищем? Что представляет собой этот заветный «золотой ключик» от несметных сокровищ пророка? Какая-нибудь тайная шифровка, позволяющая привязать четверостишия к определенным датам? Или, скажем, особый порядок расположения пророчеств? Известно ведь, что трудно искать какую-либо вещь, если мы даже не знаем точно, как эта вещь может выглядеть.
Перед нами лежат десять книг, десять центурий, в которых провидец зашифровал свое видение событий грядущих столетий. Более тысячи четверостиший, полупонятных или вовсе непонятных намеков и в довесок к этому еще два предисловия (см. приложение в конце книги). Первое предисловие Мишель Нострадамус посвятил своему сыну Цезарю. Ну и что? Туману от этого стало не меньше, а даже больше. Почему, собственно, пророк то и дело намекает, что Цезарь способен отыскать ключ к центуриям, если, будучи отцом, он мог открыть ему этот ключ и без этого? Ну, на худой конец, записку оставить, вместо того, чтобы доверять информацию типографскому станку. Так нет же, Нострадамус пишет, что нет иной возможности, поскольку к тому времени, как сын достигнет нужного возраста, бумага успеет истлеть! Неужели в шестнадцатом веке бумага была такой нестойкой, что истлевала всего-то за двадцать лет? Что за ерунда?
Второе предисловие, известное как «Послание Генриху II» и вошедшее в десятитомный сборник пророчеств, подготовленный пророком к изданию при жизни, таит в себе еще большее число загадок. Само название уже способно навеять кое-какие подозрения — «Непобедимому Генриху, могущественнейшему и всехристианнейшему королю Франции, Второму». Очень интересно. Слово «второй», в переводе на русский может иметь еще одно значение — «другой, иной или даже несравненный». К тому же, по верному наблюдению многих исследователей, слово «второй» если, конечно, это титул Генриха Второго, стоит совершенно не на месте. Если допустить, что такая погрешность у Нострадамуса не случайна, это название следует читать совершенно иначе — «Генриху, такому-то и сякому-то, но не тому, а другому, а может быть, даже и Несравненному». Понимай как хочешь.
Нет, всякое может быть. Возможно Нострадамус попросту поленился величать короля его настоящим титулом и потому исказил его. Вдруг он решил черкануть письмецо монарху просто так, на скорую руку, и ему было недосуг обращать внимание на правила этикета и на грамматику французского языка? Пустяки, монархи, они очень добродушные ребята и запросто извиняют подобные оплошности, тем более что дифирамбы, коим провидец уделил чуть ли не половину послания, и вовсе сглаживают нехорошее впечатление от этой фривольности.
Все может быть, да вот беда, пророк, успевший уже убедиться в полнейшем равнодушии царствующего монарха Генриха II к своей персоне, не мог не знать, что Генрих и читать это письмо не станет. Не прислушался же он к отчаянному предупреждению провидца не участвовать ни в каких турнирах в 1559 году.
Мало того, что Нострадамус довольно живописно и точно описал сцену гибели короля за четыре года до того, как она в точности произошла, он еще и попытался предостеречь Генриха в личной беседе, но монарх оказался равнодушен. Заплатив пророку оскорбительно низкую цену, которой едва хватило на то, чтобы окупить дорожные расходы до Парижа, он навсегда забыл о Нострадамусе. Зато смерть недоверчивого и равнодушного короля заставила всех говорить о невероятных способностях пророка.
И все же, зачем было писать столь пространное и обстоятельное письмо тому, кто совершенно не испытывает интереса к данной теме? Тем более что речь в послании идет о таком отдаленном будущем, что для Генриха это и вовсе теряет всякое значение. Даже его супруга, Екатерина Медичи, испытывающая к Нострадамусу мистическое уважение, и та отнеслась к этому туманному письму довольно сухо, ибо ничего не поняла из того, что там было написано.
Странно все это. Очень странно. «Я ослеплен тем царственным вниманием, которое было мне даровано с тех пор, как я после долгого затмения осмелился показать свое лицо перед неизмеримым блеском Вашего Божественного Величества!» — пишет пророк, и остается только предположить, что он намекает на полученный им однажды снисходительный кивок, смехотворный даже для уличных гадалок гонорар и полнейшее невнимание к своей персоне.
Дальше — больше. «Я ищу возможность, чтобы мое особенное умение стало известно Вашему Величеству в еще большей мере». Куда уж больше? Больше, чем полный ноль? Вот и выходит, что письмо, скорее всего, имело какого-то другого адресата и не исключено, что этот адресат появился на свет только лишь в нашем столетии. А может, и не успел еще появиться. Возможно даже, что этот таинственный адресат и в самом деле будет тем самым королем, о котором Нострадамус неоднократно упоминает в своих четверостишьях-катренах. Не знаем, мы свое дело сделали, теперь остается вручить это письмо «будущему королю». Думается, что недостатка в кандидатах здесь не предвидится. Куда-куда, а на трон всегда найдутся охотники. Впрочем, мы опять забегаем вперед.
Итак, мы вкратце перечислили то, что, на наш взгляд, представляет наибольший интерес из всего литературного наследия доктора Нострадамуса. Есть и другие произведения, однако, по имеющимся у нас данным, основная информация заключена именно в вышеуказанном десятитомном труде.
На сегодняшний день бытует мнение, что ключ к пророчествам следует искать применительно к тому, чтобы восстановить первоначальный порядок четверостиший, которые осторожный автор вполне сознательно перемешал и переставил местами. Достойная точка зрения.
Логично было бы допустить, что если истинный порядок катренов будет восстановлен, то перед нами сразу бы развернулась во всей своей полноте картина прошлых и будущих событий. К примеру, прочитали бы катрен, посвященный Наполеону, стало быть, тот, который идет за ним, относится к более позднему периоду.
Такая точка зрения довольно заманчива, однако если вы читали данные четверостишия, то, конечно же, заметили всю их неоднозначность. В конце концов, в них ведь нет ни дат, ни конкретных фамилий, есть только описания каких-либо сражений, интриг и характеров. Опять же, ну и что? Все войны похожи друг на друга, везде кого-нибудь убивают, кого-нибудь захватывают, кого-нибудь предают. С характерами то же самое — поди отличи характер Наполеона от характера Гитлера, если вся информация содержится буквально в паре слов и эпитетов. Одним словом, боюсь, что даже если настоящая последовательность катренов будет однажды восстановлена, их все равно в равной мере будет можно отнести к самым разнообразным событиям, а стало быть, и ясности не прибавится ни на грамм.
Так что же в этом случае мы ищем? Что мы хотим понять из коротких стихов Мишеля Нострадамуса? Если не считать авторов многотомных трудов, которые находят в этих катренах источник своих доходов, то получается, что исследователи тратят свое время, не очень-то понимая, что они, собственно, хотят найти. Нам нужны даты, годы жизни, фамилии героев, ну, хотя бы что-нибудь одно из этого списка, иначе пророчества так и останутся непонятными, поскольку применять их можно будет к самым разнообразным событиям как прошлого, так и будущего.
Подобные размышления ставили в тупик уже не одного искреннего исследователя, жаждущего проникнуть за порог тайны. А может быть, и нет у Нострадамуса никакого ключа? Может, это просто такая своеобразная шутка и пророк злорадно хихикал в своем кабинете, представляя, как его потомки будут отчаянно биться головой о стену в тщетной надежде докопаться до того, чего попросту не существует? Может быть. Вот только непонятно, стоило ли ради такой шутки рисковать сожжением самого себя на веселом костре инквизиции? Стоило ли сносить злобные насмешки своих современников, которые ранили Нострадамуса в самое сердце? Да нужно всего только познакомиться с биографией этого неординарного, искреннего и крайне ранимого человека, чтобы понять — предположения о шутке Нострадамуса вряд ли имеют под собой основания.
Но это пока лишь догадки. Всего-навсего предчувствие того, что неспроста написаны эти строки, что должен быть где-то обещанный нам ключик, позволяющий развеять оракульский туман и внести в Центурии хоть какую-то ясность. И эти предчувствия получили веское подтверждение в тот день, когда мы впервые заметили одну небольшую строчку, спрятанную среди дифирамбов, обращенных к Генриху или его двойнику из далекого будущего:
«Единственное мое желание состоит в том, чтобы выйти из моего темного и до сих пор неизвестного положения».
О каком таком темном и неизвестном положении говорит человек, которого к моменту написания этих строк знала вся Франция? Одни знали его как врача, остановившего несколько эпидемий чумы, другие как еретика, по которому плачет костер, третьи как шарлатана, ну а четвертые — как оккультиста и волшебника. Глупо ждать известности тому, кто и так ее имеет более чем достаточно. Не логичнее ли предположить, что Мишель Нострадамус и в самом деле желает выйти из темноты на свет в том смысле, что ждет момента, когда его предсказания будут расшифрованы? А раз так, то и обещанный ключ логично поискать где-нибудь рядом с этими строками, и ключ этот, скорее всего, должен представлять собой либо какую-нибудь четкую хронологию, либо список фамилий. Это было уже кое-что. По крайней мере, мы хоть начали представлять, что именно нам следует искать! И какова же была наша радость, когда чуть ниже мы обнаружили еще одну фразу:
«Я начинаю с настоящего времени, и иду дальше, вплоть до СОБЫТИЯ, КОТОРОЕ ТЩАТЕЛЬНЕЙШИМ ОБРАЗОМ ВЫЧИСЛЕНО НА НАЧАЛО СЕДЬМОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ».
Оставалось только узнать, что же это было за СОБЫТИЕ, и попытаться отыскать в тексте какие-либо намеки по этому поводу. Это заставило нас опять с головой уйти в переводы Центурий и Пос