Образ вампира в культуре ЕвропыВампиры
Вампир входит в демонологические реестры на такиж же правах, как призраки и привидения. Как писал Э. Мэпл в книге "Колдовство": "Согласно истории демонологии ближайшими родственниками призрака являлся вампир, который "поддерживал" свое существование за счет того, что пил кровь живых. Вампиры ничем не отличались от других демонов - они также не брезговали никакими средствами в стремлении к достижению цели, к тому же слыли ненасытными - так, по канонам старой демонологии, вампиры в обличье демонических любовников проникали в спальни юных дев. Есть все основания полагать, что вампир был своего рода протопризраком: с годами он утратил свои мужские достоинства и стал все более напоминать привидение".
Вампиризм - сложное явление демонской силы, связанное с оживлением трупа через вселение дьявола.
Согласно поверьям, упыри (вампиры) - это трупы людей, в которые вселился дьявол.
В раннем фольклоре Западной Европы существует множество легенд и о женщинах-вампирах, летающих ночами в поисках новорожденных, из которых они пили кровь; или о погребенных колдунах, встающих из могил и насылающих смерть на соседей.
В качестве культурного героя вампир появляется в эпоху романтизма. Романтиков начинает пленять то, что стоит на грани прекрасного и отвратительного. Триада "истины", "добра" и "красоты", лежавшая в основе просветительской эстетики, для них недействительна.
"Готическая" литература, отрицающая познающий реальную действительность разум и провозгласившая разум загадочный, неподвластный человеческой воле, разум-интуицию, и, в соответствие с этим, иную действительность, царство чистой духовности, способной принимать любые материальные формы, - вызвала к литературной жизни целый сонм инфернальных существ и сил: призраков, духов, таинственных сил, вампиров, ходящих статуй, меняющихся замков, оборотней, и Сатана как личность растворился в нагромождении ужасов и преступлений. Его воля проявляется лишь через посредников. Зло, которое легко обнаруживалось ранее в совершенно конкретных, разумно постижимых формах, с наступлением буржуазной эпохи обрело таинственно безличный, стихийный, "сверхчеловеческий" характер.
У Бекфорда в его арабской сказке “Ватек” к сладострастию героев примешивается привкус садизма, а сцены любви Ватека к юной Нуронигар тесно переплетаются с историей чудовищных таинств, свершаемых на кладбище, где султанша Каратис угощает вампиров -"гулов" свежими трупами, в то время как ее уродливые служанки предаются своим любовным утехам с мертвецами, вышедшими из могил.
“Центральной фигурой байронического романтизма сделался отщепенец, спознавшийся с мировым Злом. Пушкин, составляя в "Евгении Онегине" краткий каталог такого рода героев ("или задумчивый Вампир, или Мельмот, бродяга мрачный, иль Вечный Жид, или Корсар, или Таинственный Сбогар"), закономерно объединяет в нем как персонажей собственно инфернальных (Мельмот, Вампир), так и "обыкновенных" злодеев-разбойников (Корсар, Сбогар), не имеющих связей с иным миром. В мистической идеологии романтического бунта все они тождественны...".
Что же такое вампиризм? Существует ли он только в преданиях, или же представляет собой загадочную болезнь, проявляющуюся в жажде крови? На этот вопрос не существует однозначного ответа.
“Вампиры — это астральные существа, переживающие свои смертные останки у некоторых лиц с неопределенно опаздывающим молекулярным разложением. Эти ложно-живые существа, прикованные к трупу невидимой связью, становятся блуждающими и нападают на сонных. Вампиризм, если можно так выразиться, болезнь посмертная, наследственная, иногда эпидемическая”.
Вампиров можно разделить на три основные категории:
Ирреальные вампиры - существующие только в воображении фантастов. Больные гемо-недугами, т.е. болезнями, подвергшими за собой симптомы, когда человек страдает непереносимостью света, и формула его крови подвержена изменениям. Часто такие больные страдают и психическими расстройствами, и всерьёз считают себя вампирами. Энергетические вампиры. Люди, сознательно или, что чаще бывает, неосознанно живущие за счёт донорских жизненных сил. Ирреальные вампиры: Известнейшим представителем этой группы является граф Дракула. Прототипом этого персонажа был реальный человек - румынский князь Влад Цепеш (Тепеш), вошедший в историю, как один из самых жестоких и кровавых маньяков. Сейчас трудно установить истинное число жертв Влада, известно только, что он испробовал все мыслимые и немыслимые способы казней, и был автором нескольких орудий пыток. В истории он остался под прозвищем Цепеш - "Сажающий на кол". Пил ли он кровь, нет ли, однако образ его со временем обрастал всё новыми жуткими подробностями, и народная молва наделяла его всё более жуткими мистическими возможностями. Со временем грань между реальным и нереальным персонажем становилась всё тоньше, и, наконец, стёрлась совсем. Так Влад Цепеш стал графом Дракулой - мистическим существом, который днём спал в гробу, а ночью совершал убийства, даруя избранным вечную жизнь в качестве вампиров, в обмен на их душу.
Ирреальных вампиров может убить только серебряная пуля, осиновый кол в сердце, и солнечный свет. Так мы читаем в книгах, видим в кинофильмах, и слышим в страшных историях. Такое существо обладает поразительными возможностями - превращаться в дым, проникая, казалось бы, в недоступные места, менять свой облик, представляясь существом крайне беззащитным или же прекрасным настолько, что жертва теряет бдительность или же влюбляется в тварь, подставляя ей потом яремную вену. Вампиры не отражаются в зеркале. Да и как может отражаться то, чего нет?
"У них очень много имен - вампиры, вурдалаки, упыри, ламии. Но под ними скрывается одно и тоже существо, немертвая тварь, рыщущая в ночи в поисках утоления жажды крови. Они обладают множеством способностей, благодаря которым превосходят человека. Но главная их сила заключается в нашем неверии в них.
Кто такие вампиры. Прежде всего, вампир не мертв. Это значит, что он или она, не мертв или жив, а живет в неопределенности между этими двумя понятиями. Большинство его органов уже не функционирует, так например, ему совсем не нужно дышать. Однако сердце и мозг продолжают работать.
Вампир должен пить кровь живых существ (необязательно людей) для поддержания в форме своего организма. Выпитая кровь также придает ему силу и способности, которые утрачиваются, если вампир голоден и ослаблен. Если вампир не потребляет нужное ему количество крови, его кожа начинает показывать признаки распада, схожие с нашим старением, но только во много раз быстрее. Голодный вампир наиболее уязвим. Однако только что насытившийся представляет максимальную опасность.
Они имеют очень бледный цвет лица, недавно питавшийся вампир имеет признаки небольшого румянца, который быстро исчезает. Глаза расположены глубоко в глазницах, губы имеют ярко красный цвет. В некоторых частях Восточной Европы и России считают, что вампиры имеют раздвоенный кончик языка, как у змеи. Клыки выдвигаются, когда вампир готовится укусить, а не торчат наружу все время.
Вампиры всегда держатся группами, в одном месте. Группа может насчитывать от трех до нескольких десятков вампиров. Все они подчиняются самому старому и опытному вампиру, хозяину. Его надо убивать в первую очередь. Лишившись руководства, вампиры на какое то время теряют организованность, что увеличивает шансы охотников. Если после налета на гнездо хозяин остается жив, он перебирается на новое место, и очень быстро собирает себе новую группу. После того как человек превратился в вампира, он в первую очередь посещает свой родной дом.
Среди особых способностей, которыми владеют вампиры, значатся: порча урожая, подчинение и управление дикими животными, создание других вампиров, вечная жизнь, полет (как в своей физической форме, так и в виде летучих мышей, птиц и насекомых), гипноз людей и подчинение их себе, просачивание сквозь щели или землю, перемещение по вертикальным стенам, обостренность всех чувств, склонность к трансформациям и принятию любого облика, нечеловеческая сила (растущая со временем от выпитой крови).