Легенда о зомби
Зомби


Пересекая Атлантику, бывшие свободные охотники и земледельцы становились рабами, обязанными работать от зари до зари. Постепенно свобода у них начала ассоциироваться с возможностью предаваться простым развлечениям — песням и танцами, а то и просто безделью. А самым страшным для них было остаться рабом и после смерти. Видимо, так и появился образ зомби: лишенный воли «живой труп», биоробот, молча и покорно выполняющий приказания своего хозяина. Вот во что, по верованиям негров-рабов, могли превратить людей жрецы Вуду — которых они наделяли таким же могуществом, каким обладали колдуны на их прародине Африки. Таким образом, гаитянские зомби — это не страшные, а глубоко несчастные, трагические мифологические персонажи. Они страшны лишь как предостережение живым.

Но о самом Вуду сложено ещё больше вздорных и суеверных легенд, чем о зомби. А вообще под Вуду европейцы подразумевают ряд культов, распространенных от Луизианы до Бразилии — имеющих много общего, но не тождественных друг другу. И только в Гаити культ Вуду развился до такой степени, что стал национальной религией и визитной карточкой страны. Верно и обратное: влиятельных гаитянских лидеров и правителей местное население считает могущественными жрецами Вуду. По легендам, таким был вождь восстания гаитянских рабов и первый правитель независимого Гаити Туссен-Лувертюр (François-Dominique Toussaint Louverture, 1743–1803, якобы имевший под началом целую армию зомби. Видимо, в глазах местного населения по-другому и быть не могло.

Такими же качествами наделили печально знаменитых диктаторов Гаити Франсуа Дювалье (François Duvalier, 1907–1971) и его сына Жан-Клода Дювалье (Jean-Claude Duvalier, 1951–1997), правивших страной с 1957 по 1986 год. Местное население верило слухам, что агенты тайной полиции (тонтон-макуты), на которых опирался жестокий режим, были жрецами Вуду, превращавшими арестованных недовольных гаитян в зомби — и отправлявшими их работать на плантации. Не исключено, что слухи эти специально распускались тайной полицией для укрепления режима Дювалье.

Распространению этих слухов способствовали книги американского этноботаника и антрополога Уэйда Дэвиса (Edmund Wade Davis), якобы сумевшего проникнуть в тайну зомби. По одной из его книг был снят художественный фильм «Змея и радуга» (The Serpent and the Rainbow), после чего по всему миру разнеслись сенсационные слухи: «порошок зомби» — это всего лишь смесь сильнодействующих токсинов, вызывающих состояние летаргической смерти и приводящих к необратимым нарушениям деятельности мозга.

Складывая в такую куклу обрезки ногтей или волосы выбранной жертвы, бокор может подчинить себе волю человека или даже умертвить его, превратив в зомби. Фото (Creative Commons license): oTto kiNDeR Неизвестно, в какой мере опирался Дэвис на собственные наблюдения, а в какой на рассказы местных жрецов Вуду, охочих до розыгрышей и мистификаций. Только сами гаитяне верят, что для превращения человека в зомби не нужно никакого порошка. Для этого «черный колдун» (бокор) должен действовать старым дедовским способом, известным ещё его африканским предкам: похищать душу спящего человека в специальную магическую бутылочку, пользуясь своей магической силой. Лишенное души тело, согласно поверьям, формально умирает, но не разлагается, а становится чем-то наподобие африканского «ниюмба» — безвольной куклой, которой управляет бокор.

Такой способ более понятен малограмотному и суеверному населению Гаити — однако совершенно не годился для просвещенного человечества. Которое, несмотря на свою просвещенность, глубоко уверовало в существование зомби — хотя так ни разу и не увидело ни одного из них. В качестве таковых пытались представить гаитян Натагетту Джозеф и Клавдиуса Нарцисса — двух скорбных умом и рассудком людей, которые якобы в свое время умерли и были похоронены, а через несколько лет найдены живыми. Но в том-то и дело, что оба они были совершенно живы, хоть и нездоровы, и мало похожи на покойников. А людей с такими заболеваниями предостаточно и в странах, где ни о каких зомби и не слыхивали — достаточно заглянуть в их местные психиатрические больницы.

Похожие статьи: