Сатанизм и культура
Дьявол. Демоны. Черти.


Все философские идеи так или иначе находят свое отражение в культуре, и Сатанизм — не исключение. Когда сторонники определенного мировоззрения образуют устойчивое сообщество, внутри него возникает свой культурный пласт, так или иначе отражающий это мировоззрение. Культура становится неотделимой от породившей ее философии. Даже многие Сатанисты нередко путают — что относится к собственно Сатанизму, а что к Сатанистской культуре. Например, отмечаемые нами праздники — это элемент Сатанистской культуры, а не мировоззрения Сатанизма. Основа Сатанистской эстетики — идея Тьмы, черного цвета как наиболее удобного фона для объективного восприятия других цветов. Хорошо известны оптические иллюзии с искажением восприятия контрастных сочетаний цветов. Каждый может проделать опыт и убедиться, что, допустим, серый предмет на красном фоне кажется немного зеленоватым, а на зеленом фоне — красноватым. На белом фоне предметы кажутся темнее. И только на черном все цвета воспринимаются точно. Другая особенность Сатанистской культуры — спокойное отношение к анатомии и физиологии человека. Это проявляется не только в отсутствии сексуальных табу, но и в том, что, допустим, черепа, кости, кровь для Сатаниста такие же части земной жизни, как листья деревьев или шкуры животных. Многое вокруг нас когда-то было живым, и каждый человек использует в своем обиходе предметы, сделанные из животных и растений. Но при одном только взгляде на человеческий череп (а то и на собственную кровь) простой обыватель зачастую падает в обморок. Человек из современного общества боится того, что у него внутри. Это касается и физиологии, и психики. Но если посмотреть на культуру языческих народов, то мы видим, что их восприятие человека в корне отличалась от того, что мы видим в иудейском/христианском/мусульманском обществе. Они не испытывают страха или отвращения ни к одному из проявлений жизни на Земле. Такого же взгляда придерживаются и Сатанисты. С ним тесно связана другая особенность Сатанистской культуры, а именно — отсутствие антропоцентризма. Человек для Сатаниста — не царь природы и не высшее ее достижение. Просто господствующая на данном этапе эволюции форма жизни, как когда-то господствовали динозавры. "Человек есть то, что должно превзойти" /Ф.Ницше/. А еще — то, над чем можно посмеяться. Одна из основных тем Сатанистского юмора — человек со всеми его человеческими инстинктами, глупостями, комплексами. Поскольку человек сам по себе не является для Сатаниста самоценностью, то страдания и смерть человека вовсе не обязаны вызывать у Сатаниста отрицательные эмоции. Поэтому среди Сатанистов очень распространен так называемый черный юмор. Почему бы не посмеяться над тем, что является смешным для стороннего наблюдателя, не отождествляющего мысленно себя с жертвой, как это делает человек, воспитанный в духе гуманизма? Сатанистский юмор не делает исключений ни для чего, в том числе и для самого Сатаны. Кроме того, весьма характерно для Сатанистов отношение к смерти с юмором. Парадокс: больше всего боятся смерти те люди, чье мировоззрение обещает им после смерти "вечную жизнь" и тому подобные приятные вещи. А вовсе не Сатанисты, которые не берутся с уверенностью судить о том, что будет с нами после смерти. Видимо, это связано с тем, что Сатанист, в отличие от обычного человека, не испытывает страха перед неизвестностью. Элементов культуры, созданных Сатанистами, пока что немного. Поэтому в основном Сатанисту приходится иметь дело с культурой и искусством общества, среди которого он живет. Но отдельные Сатанистские идеи зачастую находятся в работах авторов, весьма далеких от Сатанизма. И отношение Сатаниста к культуре окружающего общества заметно отличается от отношения простого обывателя, на чем стоит остановиться подробно. Во-первых, Сатанисту не свойственно потреблять "массовую культуру". Не потому, что она чем-то противоречит Сатанизму, и даже не из-за ее преимущественно низкого художественного уровня, а потому, что она описывает жизнь обывателей, которая для Сатаниста может быть интересна разве что с точки зрения изучения массовой психологии. Он относится к "культурной жвачке" окружающего общества примерно так же, как обычный человек воспринял бы произведения о жизни, проблемах и страданиях инопланетян. А психологию лучше изучать на реальных людях, а не на персонажах популярных романов, телесериалов и попсовых песен. Сатанисту свойственно критическое отношение к авторам произведений. Он никогда не станет "фанатеть" от любимого писателя, музыканта, кинорежиссера и скупать все, на чем напечатано его имя. Для Сатаниста четко разделены интерес к личности автора и интерес к его работам. Авторы при создании своих произведений обычно рассчитывают вызвать у читателя/слушателя/зрителя определенную реакцию в определенном месте. Вот здесь надо засмеяться, а тут — посочувствовать главному положительному герою. Естественно, автор ориентировался на эмоциональную реакцию массового потребителя, обычного члена общества, а не на Сатаниста. Поэтому неудивительно, что реакция Сатаниста на его произведения сугубо индивидуальна и, как правило, отличается от задуманной. Сатанист может не проявлять ни малейшей симпатии к положительным героям и посмеяться именно над тем, что автор написал совершенно серьезно. Для Сатаниста характерно особое восприятие мифологии. Во-первых, осознание того, что это не более чем миф, сочетается с отношением к мифологическим персонажам как к архетипам. Во-вторых, повышенный интерес ко всему, что внешне имеет форму человека, но внутренне от от него отличается, обладает какими-то нечеловеческими способностями: оборотни, вампиры, летающие на метлах ведьмы. В заключение следует отметить, что Сатанисты стремятся не только пассивно воспринимать культуру, но и создавать ее. Очень многие Сатанисты играют музыку, или занимаются литературным творчеством, или еще как-нибудь участвуют в создании Сатанистской культуры.
Похожие статьи: