Сирены. Мы знаем древнегреческих сирен, женщин-птиц. Еще в V веке «Физиолог» утверждал, что «образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья».Но уже в «Бестиарии» XVI века сирены описываются и изображаютсякак полуженщины-полурыбы. Альберт Великий упоминает их среди «чудищ поэтических сказаний»: лица их безобразны — но голос, как и у греческихсирен, прекрасен. Сирены средневекового «Бестиария», подобно онокентаврам, олицетворяют двойственность человеческой натуры. Со временем новый образ сирен стал так популярен, что сиренаминазвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, ксожалению полностью истребленные к концу XVIII века. Но и это не все. За долгие века легендарного существования сирены«приобрели» еще и третье обличье - деворыбоптичье. Такое представлениесуществовало не долго, но оставило свой след в изобразительном искусстве и даже в стихах. Средневековый автор Филипп Танский писал о сиренах так:Живет сирена в море И накликает горе. До пояса она — Прелестная жена. Но при таком обличье — С когтями лапы птичьи И длинный рыбий хвост.Когда не видно звезд,Ночами на простореРаздастся песня в море,И кормчий в мутной мглеЗаснет на корабле.Смысл в этом сокровенный: Прекрасные сирены —Прообраз благ мирских,Погибель душ людских.(Перевод В. Микушевича)