Мумия и саркофаг МирисамонАртефакты
Повторяющий все очертания тела, точно чехол, саркофаг сделан из картонажа, рода папье-маше, состоящего из слоев материи, клея и штукатурки. Его длина 63 дюйма (160 см). Форму картонажным саркофагам придавали, накладывая их на временную фигурку из глины и соломы. После того, как оболочка саркофага была готова, завернутую мумию вставляли в нее через разрез на спине, после чего разрез сшивали. Затем к футляру пришивали отдельную подножку, весь саркофаг целиком покрывали еще одним тонким слоем штукатурки, после чего красили. Раскрашенные участки саркофага были покрыты верхним слоем защитного лака, который слегка пожелтел от старости.
Данный тип саркофага обычно был составной частью более сложной системы саркофагов. Возможно, его помещали в деревянный антропоидный (в форме человеческого тела) саркофаг или даже последовательно в два или три вложенных один в другой саркофага, каждый из которых был расписан сценами на религиозные темы.
Украшение саркофага
Саркофаг расписан сценами, представляющими жизнь после смерти. Это было сделано для того, чтобы обеспечить успешное возрождение Мирисамон в загробном мире. Голова саркофага украшена ободком из цветочных лепестков с крыльями защищающего грифа на каждой щеке и небольшой головой грифа на лбу. Подобные головные уборы носили царицы, жрицы и богини. На груди лежат слои широких цветочных ожерелий. Цветы применялись не только за их красоту и приятный запах, но и потому, что считались символом возрождения.
Ниже цветочных ожерелий, справа и слева, расположены две пары богов, которым была вверена защита внутренних органов, во время процесса мумификации изымавшимся. Эти боги появляются также и на крышках каноп – сосудов, в которых хранились набальзамированные внутренности. Здесь боги изображены в виде завернутых мумий. Справа находятся бог с головой ястреба, Квебесенуф, охраняющий кишки, и Дуамутеф с головой шакала, хранящий желудок. Слева – похожий на человека Имсети, охраняющий печень, и обезьяноголовый Хапи, охраняющий легкие.
Между и чуть ниже этих богов находится большое изображение бога Гора с головой сокола (или, возможно, Ра), с солнечным диском на голове, сжимающей в каждой лапе круглый знак “шен” (вечность). Из каждого знака “шен” отходит веер из перьев, символ принадлежности к сонму богов. Солнечный Гор, как символ вечно возрождающегося солнца, означает возрождение.
На другой стороне центральной зоны ножной области саркофага находятся ведьят — глаза, также называемые “глазами Гора”, символизирующие здоровье и возрождение. Позади глаз изображены крылатые змеи с солнечными дисками на головах. Они символизируют защиту. Змея, расположенная справа, парит над иероглифом, обозначающим вечность, жизнь и власть. Ниже змей изображены овны, что может быть истолковано на нескольких различных уровнях. Они могут быть игрой слов, обозначающей слово “душа” (оба эти слова – “овен” и “душа” на древнеегипетском языке звучали одинаково). Овен может также быть богом Хнумом, одним из основных богов-созидателей, или Банебджедом, который был связан с душой Осириса, одним из божеств загробной жизни.
Низ ног покрывают более крупные иероглифы. В нижнем правом углу находится символ запада, области садящегося, или умирающего, солнца, что ассоциируется с Царством Мертвых. Между этим знаком и центральной полосой иероглифов находится колонна “джед”, символизирующая позвоночник Осириса, главного божества загробной жизни. Джед указывает на соединение умерших с Осирисом в загробной жизни.
На противоположной стороне центральной полосы иероглифов изображен “тиет” (так называемый “Узел Изиды”), символ, имеющий широкое значение, обычно связанное со здоровьем и благополучием. Слева от “тиет” находится символ востока, земли возрожденного солнца, следовательно, Царства живых. “Тиет” составляет пару с “джед”, символом бога Осириса, мужа и брата Изиды, образуя гармоничную композицию.
Два изображения бога шакала Вепвавета, защитника некрополя, украшает верхнюю часть ступней. Постамент саркофага украшен изображением прыгающего быка, символа плодовитости.
Надпись на нижней части передней стороны саркофага – молитва, обращенная к богам, чтобы они не забыли Мирисамон в загробной жизни: “Дар, который царь приносит Ра-Горахути-Атуму, Повелителю Двух Царств и Гелиополиса [и] Пта-Сокару-Осирису, Повелителю Шекета, и Веннеферу (олицетворение Осириса), Повелителю Священного Царства (т.е. некрополя), Великому Богу, Повелителю Небес, чтобы он [царь] мог принести погребальные дары Осирису, певица внутри Храма Амона, Мирисамон, Любящая Амона, подтверждает”.
Кем была Мирисамон?
Как надпись, так и стиль саркофага указывает на то, что он был сделан для женщины по имени Мирисамон (“Живущая для Амона”). В соответствии с надписью на саркофаге, она носила звание “Певицы внутри Храма Амона”. Женщины, носившие этот титул, принадлежали к элите сложной иерархии множества других женщин, имевших звания “Певицы в храме Амона”. Мы предполагаем, что эти прочие женщины исполняли музыку на определенных храмовых ритуалах, одновременно совмещая с этим и другие обязанности. Напротив, многие женщины, подобно Мирисамон, носившие более высокий титул “Певицы внутри Храма Амона”, насколько нам известно, происходили из знатнейших семей Фив. Некоторые из них служили горничными или служанками при членах правящей фамилии. Точные даты жизни Мирисамон неизвестны, так что мы не знаем, какой царской семье она могла служить. Саркофаг никогда не открывали, а мумию никогда не разворачивали. В 1989 году было произведено предварительное рентгеновское исследование мумии и саркофага. Тремя годами позже в госпитале Чикагского университета было проведено исследование мумии Мирисамон методами компьютерной томографии (КТ).
Во время этого исследования рентгенолог предположил, что, судя по ее зубам и костям, Мирисамон на момент смерти могло быть около 30 лет. Для женщины-аристократки той эпохи этот возраст не считался старостью; однако, мы не знаем причины преждевременной смерти Мирисамон. Рентгенологи также смогли установить, что в определенный момент своей жизни Мирисамон была ранена, поскольку ее левая челюсть (рис.4) и рука были переломаны. Однако на момент смерти эти повреждения были полностью вылечены. Опухоль на ее шее может быть зобом или новообразованием, но можно сказать с некоторой степенью определенности, что она не связана со смертью Мирисамон. Предварительное исследование данных КТ показало, что Мирисамон никогда не рожала. Этот факт не обязательно связан с ее ролью в храмовой иерархии, ибо существуют сведения, что другие Певицы внутри Храма Амона имели детей.
Рост Мирисамон был чуть меньше пяти футов.
Техника мумификации
Во время исследований методом компьютерной томографии ученые намного больше выяснили о способе, которым была мумифицирована Мирисамон. Как обычно делалось во время мумификации на протяжении практически всей истории древнего Египта, мозг был удален из черепа при помощи пролома в пазухе решетчатой кости за носом. В череп не было помещено никакого материала (рис.2). Компьютерная томограмма показала, что под каждое веко были положены какие-то маленькие предметы, возможно, овальные камешки или кусочки фаянса, с целью придать ее внешности более живой вид (рис.4). Мирисамон была мумифицирована с вытянутыми руками и скрещенными в лобковой области ладонями. Перед мумификацией в ее животе слева был сделан бальзамировочный надрез, чтобы удалить внутренние органы (рис.3). В бальзамировочный надрез было набито значительное количество ткани, а непосредственно в живот были вставлены пакеты с не установленным материалом. Ее пальцы и руки были обмотаны льняными бинтами, и лишь после этого их примотали к телу. Эти дополнительные работы и щедрое использование бинтов свидетельствует об использовании технологии мумификации наивысшего качества и позволяет сделать предположение, что Мирисамон происходила из достаточно состоятельной семьи, которая могла потратить значительные средства на приготовления к погребению. Сердце, которое во время мумификации часто оставалось в грудной клетке, поскольку считалось вместилищем разума, на компьютерных томограммах не различается. Под бинтами не было оставлено никаких амулетов и украшений.
Автор: Эмили Титер, доктор философии, заместитель директора Музея Восточного Института, Университет Чикаго.