Святополк Окаянный
Древние славяне


Святополк Окаянный - великий князь киевский (1015-19), сын Ярополка усыновленный Владимиром. Согласно официальной версии, ещё в то время, когда князь Владимир был жив, Святополк готовил против того заговор, желая сместить с престола. Однако завладеть властью над Киевом Святополку удалось лишь после смерти Владимира, посредством убийства трех его сыновей - Бориса, Глеба и Святослава. Против Святополка выступал в князь Новгородский Ярослав Мудрый, который и сместил "не в меру властолюбивого князя" с Киевского престола.

Известно, что уже первые русские летописи подвергались редактированию, в соответствии с личными пожеланиями правителей Руси. Действительно ли Святополк был повинен в жестокой гибели всех трёх сыновей Владимира? Известно, что в день смерти князя Владимира Святополк (в то время князь туровский) находился в Киеве. Как и находились там и муромский князь Глеб - его, как и Бориса, отец держал при себе. Глеб после смерти отца - ему, может быть, не было и двадцати - был сразу же оттеснен в сторону своим 35-летним сводным братом Святополком.

Узнав, что великий князь скончался, Святополк сразу же въезжает в княжеский Дворец. Первое, что он пытается сделать - заручиться поддержкой горожан. Князь приглашает известных в Киеве людей и, желая привлечь их на свою сторону, раздает богатые подарки.

Между тем Борис Владимирович приближался к Киеву, не встретив в степи печенегов, он возвращается с войском домой - от Переяславля не больше трех дней пути. И когда Святополку сообщили, что тот уже недалеко от столицы, новоявленный великий князь, бросив все, бежал из города.

Утвердившись на киевском столе, Борис вскоре начинает войну с братом, новгородским князем Ярославом. Инициатива шла от новгородского князя: он теперь старший в роде, и великий стол по праву, казалось бы, должен был принадлежать ему.

Ярослав привел под стены Киева 40-тысячное новгородское ополчение да еще тысячу профессиональных воинов-варягов. Два войска - киевское и новгородское - встретились на Днепре, недалеко от Любеча. Три недели, по другим сведениям - три месяца, не решались противники напасть друг на друга. Наконец новгородский князь решился. Ночью, переправившись через реку, он внезапно атаковал. Войско Бориса было разгромлено. Это произошло осенью 1015 года или, что вероятнее, весной следующего.

Потерпев поражение, Борис Владимирович направился в Ростов.

В следующем, 1017 году, Борис, собрав новое войско, снова идет на Киев против старшего брата. Только огромным напряжением сил Ярославу удалось выбить из города войско Бориса, а потом и разгромить.

Борис Владимирович, потерпев снова поражение, на этот раз не стал возвращаться в Ростов, он отправился к печенегам или к каким-то другим кочевникам. Как оказался он там: еще вчера враги, сегодня – союзники? Но вряд ли стоит удивляться этому. Будущих святых братьев родила Владимиру жена - волжская булгарка. Возможно для укрепления своих позиций Борис намеревался воспользоваться услугами родичей по материнской линии и привести к Киеву тюркскую орду.

Скоро, вероятно, в том же 1017 году, Борис снова идет на Ярослава. Но на этот раз дело до сражения не дошло. По некоторым данным во время внезапное нападение, Борис был убит наемниками-варягами, сделав это - с ведома князя - они принесли его голову Ярославу.

Святополк - виновник (возможно!) гибели не трех, а одного брата - Глеба: Борис погибает в междоусобной войне с Ярославом.

Летом 1018 года Святополк со своим тестем Болеславом Храбрым, который к тому времени закончил войну с германским императором, выступили против киевского князя. 22 июля Ярослав Владимирович был разбит на реке Бут, на Волыни. А в середине августа союзники уже вступили в русскую столицу.

Таким образом, снова, спустя три года, Святополк утвердился на великокняжеском столе. Но и на этот раз долго править ему не пришлось. Между ним и Болеславом вскоре произошел серьезный конфликт. Не без ведома Святополка поляков, расквартированных по ближайшим селениям, стали уничтожать. И польский князь, забрав добычу, спустя непродолжительное время оставил Киев. В качестве компенсации он увез с собой восемь дочерей Владимира Святославича. Под власть Польши снова отошли и "Грады Червенские".

Ярослав после поражения на Буте пытался бежать в Скандинавию - он зять короля Швеции. Однако новгородцы не позволили ему этого: они изрубили суда, на которых он собирался отплыть. Тогда он нанимает варягов, - может быть, продлен договор со старыми наемниками, - и скоро князь снова выступает в поход против Святополка. На этот раз Ярослав занимает Киев без боя. Святополк лишившись поддержки поляков, не решился вступить в сражение. На следующий год он делает еще одну попытку - последнюю - захватить киевский престол, но терпит поражение на реке Альте и спустя некоторое время умирает.

Следует заметить, что рассказ о гибели братьев-князей (в летописи он выделен отдельно - "Об убиении Бориса") - позднейшая вставка в "Повесть временных лет".

Д. С. Лихачев, например, считал, что рассказ составлен в годы правления Ярослава Мудрого, вскоре после 1037 года, когда русская церковь окончательно сложилась как организация. А сам рассказ, в свою очередь, является частью условно названного им "Сказания о распространении христианства на Руси". При этом за образец автор взял жития чешских святых, князей Людмилы и Вячеслава, живших в начале X века и погибших, как и русские князья, от рук своих родственников.

Под чьим же недружеским пером, в каком из этих сводов, редакций, сказаний исчез живой человек - князь Святополк и превратился в мифического злодея, жестокого убийцу трех братьев - Окаянного?

Вспомним о третьем брате - древлянском князе. "Святополк же окаянный и злой, убил Святослава, послав к нему, к горе Угорской, когда тот бежал в Угры". Больше нам ничего о его гибели, да и о нем самом, неизвестно. Святополк вряд ли имел какое-либо отношение к гибели древлянского князя. Почему, собственно, Святослав Владимирович должен был бежать в Венгрию (по некоторым сведениям, его жена была венгерской княжной)? У него ведь была дружина, какой, кстати, у Святополка не было, способная, надо полагать, защитить своего князя.

И, почему, если он убит по приказу Святополка, Святослав не канонизирован, как и его братья Борис и Глеб? За что же, простите, такая несправедливость!

Вероятно Борис и Глеб, открывшие пантеон русских святых - впоследствии весьма обширный, - попали туда случайно. Они стали ими, пишет, в частности, известный дореволюционный историк церкви Е. Е. Голубинский, "по причинам политическим, не имеющим отношения к вере". Кому и зачем потребовалось превращать князей, погибших, может быть, в заурядной усобице за право владения киевским столом, в святых? Ответ на вопрос самым тесным образом связан с интересами русского общества того времени - второй половины XI - начала XII веков.

Канонизация братьев-князей, - произошла ли она в годы правления Ярослава Мудрого или несколько позже, не так уж важно, - сам по себе факт знаменательный. Русская церковь получила собственных святых, ее "защитников перед богом". Это был большой успех в борьбе Руси с Византией за самостоятельность своей церкви, - а по существу, все эти годы речь шла о сохранении суверенитета молодого государства. Приняв христианство от Византии, Русь приобщалась к ее высокой культуре. Но с другой стороны, существовала постоянная опасность попасть под влияние этой могущественной державы средневекового мира.

Рассказав о кончине Святополка, Нестор пишет: "Все это Бог явил в поучение князьям русским, чтобы если еще раз совершат такое же, уже слышав обо всем этом, то такую же казнь примут (видимо, летописец имеет в виду его страшную смерть - он сошел с ума) и даже еще большую той, потому что совершат такое злое убийство, уже зная обо всем этом". Вот идея - "в поучение князьям русским", - во имя которой Святополк по воле древнего автора, стал убийцей, а его двоюродные братья - святыми. Ее родило время. И перефразируя известное выражение, мы можем сказать: если бы Святополка не было, его пришлось бы выдумать.

И уже почти тысячу лет носит Святополк, словно позорное клеймо, прозвище, которое, не заслужил...

В. ГОРОБИНСКИЙ