Обед в компани с зомбиЗомби
После регистрации брака Мэтью Туссель привел Камиллу в новый дом. Его комнаты были торжественно убраны, а за столом в гос тиной сидели четверо незнакомых мужчин Девушка не сразу рассмотрела их, потому что в помещении царил полумрак. В гнетущем молчании молодые сели во главе стола. Постепенно Камиллой овладело беспокойство: гости мужа ничего не ели и за се время ужина не произнесли ни слова. Руки мужчин неуклюже сжимали бокалы, из которых за весь вечер tie было сделано ни глотка. Мэтью, напряженно улыбаясь, извинился перед женой га своих гостей и пообещал устроить после ужина танцы. «Вот увидишь, как они будут отплясывать с тобой», - усмехнулся он.
Желая понять, что происходит, Камилла неожиданно выскочила из-за стола, схватила стоявшую неподалеку свечу.в подсвечнике и осветила лицо одного из своих молчаливых сотрапезников. Каков же был ужас молодой женщины, когда она поняла, что сидела за столом с четырьмя живыми трупами - зомби! Их расфокусированные, невидящие глаза были устремлены куда-то в пространство, костюмы болтались на
тощих телах, под ногтями чернела земля. Запах же, исходивший от живых мертвецов, казалось, мог поднять из могилы настоящего покойника. Как она могла не почувствовать этого зловония, войдя в помещение?
Камилла была настоящей гаитянкой и прекрасно знала, кто такие зомби. Оживленные колдуном, отправляющим культ вуду (бокором), они «живут» обычно до тех пор, пока хозяин нуждается в их помощи. Тело зомби разлагается и после их «оживления», как если бы они продолжали оставаться обычными мертвецами и лежали в могиле. У живых мертвецов нет даже признаков разума, однако остается ужасный инстинкт - убивать. Лишившиеся контроля бокора, которого они считают своим хозяином, зомби обычно начинают искать жертву, чтобы расте
ее. Убить зом- ' """ би невозможно - даже если отрубить ему голову, он будет преследовать свою жертву...
грашная догадка пронзила Камиллу - она вышла замуж за бокора! В ужасе молодая женщина бросилась в комнату, приготовленную для молодоженов, и заперла дверь. Мэтью стучался к ней до утра, то уговаривая жену открыть ему по-хорошему, то прибегая к угрозам. Однако с первыми лучами солнца он оставил бесплодные попытки проникнуть в спальню. Больше Камилла его никогда не видела. Зачем понадобилось бокору устраивать свадьбу и приглашать в каче стве гостей зомби, она, видимо, так никогда и не узнает.
Гаитяне верят, что колдуны-бокоры превращают людей в ходячих мертвецов, или зомби, похищая их души. Едва стемнеет, бокор подкрадывается к дому жертвы и, прижавшись губами к щели в двери или окне, делает глубокий вдох, как бы высасывая душу, а потом выдыхает в специально прихваченную бутыль и плотно закрывает ее пробкой. Теперь душа потенциального зомби находится в бутыли. С этого момента жертва начинает чахнуть и вскоре умирает. Колдун, как правило, присутствует на похоронах несчастного, а ночью после погребения раскапывает могилу и зовет жертву по имени. Услышав зов, мертвец открывает глаза, и колдун, вынув пробку из бутыли, в
которой заключена похищенная душа, подносит ее к губам покойника. После этого мертвеца поднимают наверх, а могилу закапывают, чюбы никто не догадался о похищении. Произнося ритуальные заклинания, жертву подводят к родному дому, а потом ведут к жилищу колдуна и дают там выпить специальный травяной настой. После подобной процедуры реанимированный мертвец теряет память и начинает безусловно повиноваться своему хозяину-бокору.
Обычно зомби становятся люди, не угодившие чем-то колдуну или вызвавшие его зависть. Бокор использует жи вых мертвецов в качестве рабов на своем поле. Однако иногда колдун, яв ляющийся, как правило, жрецом вуду, приносит таким об разом жертву черным • илам.
Американская писательница Зора Херстон расспрашивала врачей, не могут ли зомби быть людьми, которых похоронили в состоянии летаргии?
«Судя по всему, эти несчастные были погружены в состояние, напоминающее смерть, с помощью каких-то снадобий, - пишет в одном из своих исследований Зорз. - Рецепт этих снадобий передается колдунами из поколения в поколение. Возможно, с их помощью разрушается часть мозга, отвечающая за рассудок и речь. Зомби двигаются, выполняю! приказы, но не могут общаться с окружающими, Все их силы направлены на то, чтобы безропотно подчиняться хозяину».
Несколько лет назад проблемой зомби заинтересовался талантливый американский ученый Уэйд Девис, ко-
торый много раз бывал на Гаити и слышал душераздирающие рассказы о живых мертвецах. Войдя в доверие к колдунам-бокорам, он сумел выведать у них рецепт страшного зелья, веками хранившийся в тайне. Девису удалось изучить весь процесс зомбирования от начала до конца, и он пришел к выводу, что воскрешение из мертвых -всего лишь легенда. Оказалось, что с помощью специального порошка колдун вводит не угодившего ему человека в коматозное состояние, при котором жертву бокора почти невозможно отличить от покойника. В жарком климате Гаити умерших хоронят быстро, поэтому бокор знает - его жертва окажется в земле еще до того, как действие порошка закончится. Но, по мнению Уэйда Девиса, колдовское снадобье, а также недостаток кислорода губительно влияют на мозг человека. «Воскрешенный» становится умственно неполноценным, теряет память и способен лишь на то, чтобы не покладая рук трудиться на поле хозяина или выполнять его простейшие поручения.
| евис выяснил, что для приготовления колдовского порош-| ка, превращающего человека в зомби, берут ядовитую рыбу иглобрюха, высушивают ее на солнце, а затем измельчают в порошок. Иногда для этой цели используют гаитянскую жабу буфо маринус, которую в течение ночи держат в одной емкости с морским червем. Червь кусает жабу, и благодаря этому ее железы начинают вырабатывать множество веществ, губитель-
ных для человека. С восходом солнца жабу и червя извлекают из емкости, убивают, высушивают и тоже превращают в порошок. В колдовское зелье входит еще множество компонентов. Гаитянские колдуны назвали их Уэйду Девису, но лишь после того, как он поклялся сохранить древний рецепт в тайне.
Туристы, посещавшие Гаити, рассказывают, что и сейчас время от времени на улицах городов изредка встречаются странные существа, словно недавно вышедшие из-под земли, которые, спотыкаясь, бредут в никуда. Прохожие, встретившиеся глазами с их пустым, ничего не выражающим взглядом, стараются поскорей перейти на противоположный тротуар.
Юрий ЗОЛОТОВ Фото ЕРА
НЛО 41,2001